Эксперты уверены: нация, которая первой выйдет на контакт с пришельцами, получит преимущество

Metro разобралось, может ли на нашей планете возникнуть новый конфликт из-за возможности общаться с пришельцами
FREEPIK
Учёные считают, что к этому моменту мы послали в космос уже достаточное число сигналов, по которым развитые цивилизации нас могли бы обнаружить

В журнале Space Policy Journal была опубликована статья геофизика Кеннета Висиана и эксперта по религиоведению Джона Трапагана, уже давно занимающихся изучением рисков, с которыми столкнётся человек, если установит контакт с внеземными цивилизациями.

В новом исследовании говорится, что первая встреча с инопланетянами может спровоцировать мировой конфликт на Земле. Опасность исходит не от самих инопланетян, а от того, что коммуникация с внеземным разумом будет расцениваться как недоступное благо. Нация, вышедшая на контакт первой, будет пытаться выжать из него все преимущества.

– Учёные уже давно думают, как нам готовиться к встрече с инопланетянами. К примеру, начал работу проект SETI по поиску внеземных цивилизаций и разработке протокола по общению с инопланетными гостями, – говорит Metro Дуглас Вакоч, президент METI International, американской исследовательской организации в Сан-Франциско. – Однако нам нужно понять, не только как общаться с соседями по космосу, но и как "делить" их между собой. Очевидно, что та страна, которая первой свяжется с инопланетянами, попытается удержать монополию на это общение. Возможно, долгое время будет держать это в секрете. Если же другие государства об этом узнают, они постараются получить доступ к этому общению – и вряд ли мирным путём.

Впрочем, Вакоч считает, что переживать на этот счёт рано. Самонадеянно думать, что инопланетяне, которые могут быть на тысячи и даже миллионы лет более развиты, чем мы, тут же подарят землянам уникальные технологии, которые человек начнёт использовать в своих целях – главным образом, в военных. Поэтому удерживать монополию на общение с инопланетянами будет нецелесо­образно.

– Кроме того, человек даже не знает, как общаться с пришельцами, – считает Вакоч. – Просто подумайте о такой банальной вещи: как попросить у них какие-то технологии? Для того чтобы правильно распознать сигналы внеземных существ и адекватно на них ответить, нужны лучшие умы всей планеты.

Наконец, не стоит надеяться, что пришельцы сразу же выйдут на контакт. Скорее всего, первое время мы будем просто общаться сигналами.

3 вопроса о контакте с инопланетянами

Отвечает Дуглас Вакоч, президент METI International

Верите ли вы, что нация, вступающая в контакт с инопланетянами, может стать опасной?

– Могу обнадёжить всех, кто переживает из-за неравенства, которое может возникнуть из-за первого контакта с инопланетянами: первые несколько десятков лет общения с пришельцами как с соседями по лестничной клетке не будет. Потому что связаться с инопланетянами крайне сложно. Мы уже посылали им сигналы, но они не выходили на связь. Возможно, они наблюдают за нами, но пока что обратного ответа не было. Когда же они всё-таки пошлют нам какой-нибудь сигнал, на подтверждение того, что он исходит от внеземного разума, а не от спутников на орбите, уйдут месяцы. Ещё недели на то, чтобы расшифровать сигнал. А потом мы им ответим и будем ждать ответа. Всё это может растянуться на несколько лет. Очевидно, что такие сложные процессы не могут остаться незамеченными мировым сообществом. Сложно представить себе, что всё это будет делаться силами одной страны, да ещё и за спиной у международного сообщества. Сам процесс подтверждения и обработки сигнала сделает секретность всего происходящего невозможной.

Может ли знание инопланетных технологий стать потенциальной угрозой для Земли?

– Учёные исходят из такого принципа: что-то делать всегда более рискованно, чем не делать. Мы предполагаем, что узнать об инопланетной технологии более рискованно, чем не узнать о ней. Поэтому мой ответ: да, это опасно. Также хочется сказать всем, кто стремится выйти на контакт с внеземными цивилизациями: ошибочно считать, что представители других миров захотят с нами подружиться. Именно поэтому учёные против того, чтобы бездумно отправлять сигналы в космос. Мы не знаем, как могут воспользоваться инопланетяне информацией о нашем местонахождении – да и вообще о том, что мы существуем. Это у нас есть понятия добра и зла, но не факт, что они есть у наших соседей по космосу. Может, им приглянется наша планета и они нас уничтожат или причинят какой-либо другой вред. Поэтому к любым контактам стоит относиться настороженно, ведь даже здесь, на Земле, мы не сразу нарекаем незнакомцев друзьями.  С другой стороны, Земля на протяжении  двух миллиардов лет подавала явные признаки микробной жизни, так что у инопланетян-параноиков, которые хотели бы уничтожить конкурентов по Вселенной, было достаточно времени, чтобы прибыть на Землю и уничтожить нас. А они этого не сделали.

Каким будет наш первый контакт?

– Голливуд пичкает нас эпичными картинами встречи с пришельцами, однако в реальности, полагаю, всё будет не так драматично, как в "Войне миров". Прежде чем пришельцы приземлятся на своём корабле (если они вообще прилетят на нём), они сначала узнают, можно ли заявиться к нам в гости и представляем ли мы для них опасность. Я считаю, что сейчас мы идём на контакт с нормальной скоростью – такой, которая помогает нам чувствовать себя в безопасности.