– Деловой туризм – это важнейшая часть общей экономики, – рассказывает Станислав Костяшкин, директор агентства делового туризма Continent Express. – Бизнес едет туда, где есть заказчик и созданы условия. Если бизнес перестанет путешествовать, то мировой ВВП сократится на 14%, а это 11 триллионов долларов – как вся экономика Китая. Получается, что мир без деловых поездок – это как современный мир без экономики Китая, сладкий сон Трампа.
По словам Костяшкина, Россия – евроцентристская страна и до 2020 года основной поток деловых поездок был в Европу. А 2020 год – точка бифуркации, когда произошла трансформация привычного всем уклада.
– В 2020 году мы нащупали новые точки экономических связей и перешли с евроцентристской на межбриксовскую модель, – продолжает эксперт. – Однако всё новое – это хорошо забытое старое. Например, деловые поездки из нашей страны в ЮАР много лет назад были очень популярны, а сейчас мы к этому просто возвращаемся.
Также деловой туризм активно переориентируется на внутренний рынок. Однако MICE-инфраструктура (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions — область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий) в нашей стране пока хромает.
– Сколько у нас отелей, которые могут принять мероприятия на 1000 человек? Единицы, – рассказывает Максим Бродовский, генеральный директор Azimut Hotels Company. – Санкт-Петербург – важнейшая локация для организации больших мероприятий, здесь есть отели с большими конгресс-холлами. В Москве для размещения больших групп есть Конгресс-центр ЦМТ, остальные локации поменьше. В Новосибирске, Владивостоке, Сочи больших отелей с конгресс-холлами вообще нет. Есть отдельные холлы, но без отелей. А ведь MICE-инфраструктура для отелей на 500–600 номеров является необходимостью, иначе большие группы не поедут и загрузки номерного фонда не будет.
Бродовский добавил, что люди не выезжают в другой город или в другую страну, чтобы посидеть в зале. Поэтому нужно продумывать не только логистику, отели, конгресс-холлы, выездной кейтеринг, но и развлекательную и культурную программу, чтобы у бизнесменов остались приятные воспоминания и позитивные эмоции и они вернулись в это же место с семьями.
Татьяна Конакова, сооснователь и операционный директор MICE Excellence Forum, считает, что "танцы с бубнами" бизнесменам не нужны, главное – наполнить мероприятия смыслом.
– Первый и главный тренд MICE-индустрии – скромность и смыслы, – считает эксперт. – Поэтому в следующем году на выездных мероприятиях должна быть минимальная развлекательная активность и максимальная наполненность смыслом для решения бизнес-задач и расширения кругозора. Второй тренд – усиление фокуса на регионы России. Сложность в том, что тот эффект "вау", который бизнес-группы получали в зарубежных поездках, они теперь рассчитывают получить в нашей стране. Третий тренд – кадровый голод, который в деловом туризме ощущается всё более остро. Четвёртый тренд, который вытекает из третьего, – активное использование искусственного интеллекта, помогающий прорабатывать маршруты, выбирать направления и даже придумывать креативные концепции мероприятий. И пятый тренд – люди хотят обсуждать бизнес-задачи, глядя в глаза. После пандемии онлайн- и гибридные мероприятия становятся людям всё менее интересны.
Татьяна добавила, что MICE-рынок сейчас растёт, однако до пандемии средний размер деловой группы был от 100 человек, а сейчас 50–70.
– Хедлайнерами делового туризма в этом году являются финансовый сектор, банки, фармкомпании и FMCG-компании, – продолжает Татьяна Конакова. – Самыми популярными направлениями – ОАЭ, Турция и Узбекистан. А самыми востребованными направлениями в следующем году, по нашим расчётам, будут Армения, страны Ближнего Востока, ЮАР и Китай.
Читайте также: Если не пошутил на переговорах в Танзании – сделки не будет