Эксперты рассказали, как проходит адаптация первоклассника к школе

Дети впервые идут в школу. Родители должны сделать всё, чтобы ребята пережили этот трудный момент с наименьшими потерями
Эксперты рассказали, как проходит адаптация первоклассника к школе
Copyright (c) 2017 unguryanu/Shutterstock. No use without permission.
Для многих детей поход в школу становится стрессом. Но затем они быстро привыкают и находят друзей.

Стартует новый учебный год. Особенно тревожно в этот момент родителям первоклассников. Как сделать так, чтобы ребёнок без проблем адаптировался к школе? Об этом Metro спросило у экспертов.

Правило 1: что говорить ребёнку перед школой

Такой разговор обязательно нужно провести. Причём касаться он должен разных тем.

– Объясните ребёнку, что теперь ему важно быть самостоятельным. Покажите, например, как правильно опрятно одеваться и собирать рюкзак в школу. Пусть учится сам. При этом не бросайте ребёнка с его проблемами один на один. Будущий школьник должен понимать, что он всегда может прийти к вам с вопросом или попросить помощи, – говорит директор ГБОУ "Школа № 875", кандидат психологических наук Алексей Миняев. – Также важная задача родителей – рассказать сыну или дочери, как принято общаться с одноклассниками. Объясните, почему нельзя обзываться и вступать в драки. До ребёнка важно донести, как правильно реагировать на конфликты и разрешать их, никого не обидев. Также объясните, почему нужно уважать других людей и говорить "здравствуйте", "до свидания", "спасибо" и "пожалуйста". Не менее важно рассказать, как вести себя на переменах между уроками: в школе нельзя кричать, портить чужие вещи, а бегать стоит только на физкультуре. 

Правило 2: не отбирайте игрушку

Многие малыши просят родителей разрешить им взять с собой в школу игрушку. Старшие не идут на поводу у ребят, считая, что кукла или медвежонок будут отвлекать от уроков. Эксперты уверены, что быть непримиримыми в этом вопросе не стоит.

– Закон об образовании разрешает поступать в школу начиная с 6,5 до 8 лет. И семья, которая приняла решение отправить ребёнка в школу в 6 лет, должна отдавать себе отчёт в том, что, вполне возможно, в какой-то степени ребёнок ещё элементарно "не доиграл", – говорит Ольга Ярославская, уполномоченный по правам ребёнка в городе Москве, в прошлом учитель и директор школы. – Так что если ваши сын или дочь привязаны к какой-то игрушке, которая их успокаивает, не запрещайте брать её с собой. Это для них поддержка, их маленький друг. Чуть позже вы научите детей оставлять этого друга дома и затем рассказывать ему о том, как прошёл школьный день. Помните: лишение любимой игрушки – дополнительный стресс, а он первокласснику точно не нужен.

Правило 3: не оставляйте ребёнка на продлёнку первое время

Эксперты единодушны: продлёнка – плохой вариант для первоклашки.

 – Желательно на первом этапе оградить ребёнка от продлёнки, так как уже сами занятия будут для него стрессом, лучше давать больше возможностей, чтобы ребёнок дольше отдыхал дома. Возьмите отпуск или попросите бабушку помочь. Нагрузку нужно увеличивать постепенно. Когда ребёнок уже адаптируется, привыкнет к новой обстановке, заведёт друзей, сама идея продлёнки станет для него интересной. Психика должна постепенно перестраиваться к новым условиям, – говорит Кира Макарова, психолог и детский нейропсихолог.

Даже если вы планируете оставлять ребёнка в группе продлённого дня, очень рекомендую родителям или законным представителям подождать хотя бы первые пять учебных дней, – добавляет Ольга Ярославская.

Правило 4: уберите телефон

31 августа 2022 года Минпросвещения РФ запретило использование мобильных телефонов на уроках в школах России. Впрочем, не использовать на уроках и не брать с собой в принципе – вещи разные. Стоит ли давать с собой ребёнку гаджет, решают сами родители. 

– Если телефоны разрешены (приносить в школу, но не пользоваться на уроках), то для спокойствия родителей и самого ребёнка можно положить телефон в школьный рюкзак. Но обязательно при этом объясните, когда и как им можно пользоваться. Уроки – это не время для телефона, там важна концентрация внимания на учебном процессе, – говорит Кира Макарова.

Ольга Ярославская, в свою очередь, предлагает другое решение проблемы.

 – Сейчас существует достаточно много различных устройств, недорогих, которые могут телефон заменить. Например, так называемые умные часы, которые телефоном не являются, но при этом дают возможность быть с ребёнком "на связи". Такие гаджеты с GPS снижают тревогу родителей о том, где находится ребёнок. Вполне себе замена телефону. Помните о том, что мы все разные. Если у ребёнка будет телефон, он может вам звонить по любому поводу. При этом он может интерпретировать происходящее рядом с ним совсем не так, как происходит на самом деле. И, конечно, вы, как ответственные родители, будете нестись в школу,сломя голову, не понимая ситуации. Это никому не нужно, – рассказывает Ольга Ярославская. – При этом принимайте решение по поводу типа гаджета совместно с классным руководителем, а ещё лучше – с общеклассной позиции. Если все ребята будут с телефонами или с "умными часами", а ваш ребёнок без – это тоже плохо. 

Правило 5: не перегружайте кружками

У многих родителей велик соблазн одновременно со школой записать ребёнка в какой-нибудь кружок. Ну а что? Если уж начинать новую жизнь, так сразу же во всех направлениях. Но эксперты уверяют, что так делать не надо.

– Сначала надо дать пару месяцев, чтобы ребёнок "осмотрелся", привык к новому режиму, отношениям с людьми. Не стоит сразу записывать его в дополнительные кружки. Им сейчас дополнительная нагрузка не по зубам, – говорит Кира Макарова. – Часто некоторые дети приходят со школы, раздеваются и какое-то время просто ходят по дому, как бы сбрасывая с себя полученное напряжение, а затем начинают сразу играть в игрушки, как бы возвращаясь в поведение более младшего возраста. Ну куда им ещё и секции?

– Помните о том, что в учебном плане есть часы внеурочной деятельности и, как правило, это не физподготовка, а основные предметы и всевозможные развивающие направления, которые будут вам интересны и лягут дополнительной нагрузкой на вашего ребёнка. Всё это необходимо учитывать, чтобы грамотно выстраивать режим дня, –добавляет Ольга Ярославская.

Правило 6: подружитесь с учительницей

– Родителям важно понять, что у них есть помощник – классный руководитель. И чем больше вы расскажете ему о своём ребёнке и его индивидуальных особенностях, тем легче пройдёт адаптационный период, – комментирует Ольга Ярославская. – Поделитесь с учителем моментами по питанию ребёнка, принесите соответствующие справки – возможно, здесь есть какие-то нюансы, которые школа непременно должна учесть. Расскажите, с какими чертами вашего ребёнка стоит поработать, чего бы вы хотели добиться. Например, ваш ребёнок слишком стеснителен, а значит, надо бы помочь его раскрепостить. Или же ваш ребёнок не может усидеть на месте, у него сложно с концентрацией – это тоже задача, над решением которой надо работать.