Как сообщает Bloomberg, в Поднебесной на днях отменили всеобщее ПЦР-тестирование. А тем, кто болеет лёгкой формой ковида, теперь можно оставаться на домашнем карантине без обязательной госпитализации. Но означают ли послабления в "столице ковида" скорое завершение пандемии? И кто вообще должен сказать, что пандемия подошла к концу?
Проводя параллели с другими известными пандемиями – чёрной оспой (длилась больше двухсот лет), холерой (длилась периодами от 8 до 24 лет) и испанкой, гриппом, который в начале XX века за два года унес десятки миллионов жизней, – можно отметить, что они не имели какого-то чёткого завершения.
– Официально о завершении почти всех страшных пандемий прошлого никогда не сообщали, поскольку чаще всего их сопровождали войны и голод, было, мягко говоря, не до этого, – рассказала Metro кандидат исторических наук Татьяна Добрынина. – Свидетельством того, что пандемия завершается, тогда считалось возвращение к нормальной жизни различных социальных объектов, которые использовались для складирования умерших. Как только в этих объектах появлялись живые люди, возвращались столы, стулья и разные уютные бытовые штуки, это значило, что дела пошли явно в гору. Все могли вздохнуть с облегчением.
Если возвращаться в современное время, то, как отмечает вирусолог Георгий Викулов, об окончании пандемии должна объявить Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
– Ведь пандемией коронавирус признавала именно ВОЗ, – говорит Metro Викулов. – Но я очень сомневаюсь, что такое объявление будет, потому что коронавирус – это сейчас своего рода хлеб для ВОЗ.
Викулов пояснил, что в данный момент представители организации практически беспрепятственно могут посещать разные страны для исследований или для общения с переболевшими, могут публиковать релизы, которые будут цитировать мировые информационные агентства, могут всячески пиарить своих представителей.
– В общем, пандемия держит ВОЗ на плаву, по её окончании организация уйдёт в тень, что ей невыгодно, – заметил он. – Поэтому символом окончании пандемии я бы считал день, когда в мире полностью исчезнут так называемые коронавирусные госпитали, когда они все будут выполнять задачу по приёму стационарных больных.
Инфекционист Илья Соколов считает, что об окончании пандемии должны говорить главы государств или любые законные представители власти.
– На днях в Дании COVID-19 власти признали заболеванием, не требующим особых мер реагирования, – отмечает он. – Тест в этой стране теперь рекомендуют делать только при появлении соответствующих симптомов или принадлежности к группе риска. Также более нет рекомендаций по изоляции после положительного теста на COVID-19. Вот когда такие рекомендации будут в большинстве стран мира, значит, пандемии конец.
В свою очередь биолог Александр Панчин в разговоре с Metro замечает, что рассматривать вопрос об окончании пандемии ещё слишком рано, так как вирус пока активно циркулирует по всему свету.
– Много людей может пострадать. Также вирус по-прежнему эволюционирует, что тоже является проблемой, – подчеркнул он.