Эксперты оценили, являются ли "Богомольцы" Васнецова подделкой

Специалисты рассказали, почему в сети развернулись споры вокруг полотна “Богомольцы”, которое скоро будут продавать за $1,5 млн на аукционе
Эксперты оценили, являются ли "Богомольцы" Васнецова подделкой
©Московский аукционный дом
"Богомольцы". Виктор Васнецов.

По "эфирам" разнеслась новость: 16 марта Московский аукционный дом выставит на торги картину "Богомольцы" кисти Виктора Васнецова. Однако выглядит она нетипично для творчества знаменитого художника: не шедевр, да и тема слишком "повседневная". Metro разбиралось, а Васнецов ли это.    

Картина маслом изображает нищих, поющих Лазаря, чтобы получить милостыню. Как рассказали в пресс-службе Московского аукционного дома, впервые произведение "всплыло" на торгах Sotheby's в 2003 году: его приобрели за $ 50 тысяч как полотно неизвестного автора второй половины XIX века. Далее картина отправилась в Государственный Русский музей на экспертизу – и снова “ушла с радаров” более чем на 20 лет. 

Сообщения о полотне снова появились только в прошлом году. Его уже опознали как васнецовское, назвали "Богомольцы" и включили в экспозицию, посвящённую 175-летию со дня рождения живописца в Русском музее. После аукциона герои Васнецова порадуют публику до конца марта, а потом переедут к новому хозяину.

Знатоки искусства в соцсетях бодро спорят: а точно ли это кисть классика русской живописи? Особенно если учесть, что провенанс – история картины до 2003 года – не установлен. Тем более арт-рынок полнится подделками. В 2016 году Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Россохранкультура) выпустила “Сводный каталог подделок произведений живописи”. В этом справочнике были собраны 700 произведений, не являющихся работами русских художников. И с тех пор картин-фейков наверняка стало больше. 

– В начале нулевых русская живопись хлынула широким потоком на мировые аукционы, – рассказывает историк искусства, арт-блогер Софья Багдасарова. – Одно за другим обнаруживались неизвестные полотна русских живописцев. Большинство картин оседало в частных собраниях, и никто на это внимания не обращал. “Богомольцы” тоже тихо “сидели” у кого-то в коллекции. И привлекли общественный интерес именно сейчас, поскольку у Васнецова – юбилейный год. Не так давно закрылась выставка в Новой Третьяковке на Крымском валу, сейчас работает экспозиция в Русском музее. Имя художника у всех на слуху, – подытоживает Багдасарова. 

По мнению другого искусствоведа, который попросил себя не называть, "юбилейная" мода на автора "Алёнушки" стала причиной высокого эстимейта – ожидаемой стоимости картины "Богомольцы". Полтора миллиона долларов – многовато для работы Васнецова такого уровня и периода.  Например, в 2011 году на  Sotheby's “сторговали” полотно “Богатырь” за 1,718 миллиона долларов при стартовой цене чуть более 600 тысяч долларов.  

– Авторство картины может вызывать сомнения у непрофессионалов, поскольку её сюжет нехарактерен для зрелого “фольклорного” Васнецова – создателя “Богатырей” и так далее,  – отметил наш собеседник. – Однако в ранние годы творчества художник часто обращался к остросоциальным темам. Техника "Богомольцев" тоже далека от привычной васнецовской – и это объясняется молодостью автора, ведь, согласно экспертизе, картина написала в самом начале 70-х годов XIX века, когда Васнецову было около 25 лет.

Как объяснил искусствовед, на антикварном рынке экспертизам, проведённым специалистами Государственного русского музея и подтверждённым Московским аукционным домом, вполне принято доверять: эти учреждения достаточно ответственно относятся к качеству своей работы.