Эксперт рассказала, какие современные техники помогают логопеду разговорить вашего ребёнка

Миофункциональные пластинки и аудиовокальная тренировка головного мозга позволят ребёнку заговорить быстрее
Эксперт рассказала, какие современные техники помогают логопеду разговорить вашего ребёнка
Copyright (c) 2024 Nicoleta Ionescu/Shutterstock. No use without permission.
Занятия с логопедом прибавляют ребёнку уверенности в себе.

Ребёнок не выговаривает звуки или вообще ещё не заговорил. А может, в семье два языка и у ребёнка в голове каша, а вместо слов выходит абракадабра? Да, такое случается часто. Родители в этом случае обращаются за помощью к логопеду, полагая, что этот специалист будет сидеть за столом перед зеркалом и монотонно твердить звуки. Хотя на самом деле всё уже давно не так.

Metro пообщалось с логопедом и дефектологом Натальей Абузаровой, чтобы выяснить, какие современные технологии применяют врачи сегодня.

– В современной логопедии есть много "помощников", которые сделают занятия более эффективными и сохранят время ребёнка и деньги родителей, – говорит Наталья. – Если мы говорим о той самой технологии отработки звуков, то сейчас к работе подключаются миофункциональные пластинки, задача которых – локально воздействовать на зону языка, в которой нарушена иннервация (обеспечение органов и тканей живых организмов связью с центральной нервной системой (ЦНС) через нервы – Прим. ред.) и чувствование. Они представляют собой мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса. Какую именно пластинку подобрать ребёнку, решает логопед. Для этого будет достаточно лишь осмотра специалиста. Далее ребёнок под присмотром или логопеда, или родителей работает с этим тренажёром не более 15 минут в день, но ежедневно. Результат не заставит себя долго ждать.

И вот, звук "поставили". А как его закрепить?

– Как правило, при лёгкой степени нарушения автоматизация одного звука достигается за срок до 3 месяцев. Но этот промежуток можно сократить, если подключить мозжечковую стимуляцию, – говорит Наталья. – Занятие будет проходить на особом деревянном безопасном для ученика балансире. При этом угол наклона будет с каждым занятием усложняться, и ребёнок таким образом одновременно будет задействовать сразу много зон головного мозга. Сигналы станут обрабатываться быстрее, соответственно, и нужный речевой навык также сформируется относительно быстро. Занятие обычно проходит в увлекательной игровой форме с мешочками с песком, мячиками, с подвесным мячом. Ребёнок одновременно должен выполнять упражнение и руками, и ногами, и правильно произносить звуки. Режим многозадачности включён.

Впрочем, говорит эксперт, подключить мозжечковую стимуляцию можно и дома.

– Возьмите простой балансир или надувную подушку, подойдёт даже обычная подушка от дивана, поставьте ребёнка в центр и возьмите обычный мяч. Дайте чёткую и короткую инструкцию ребёнку: "Смотри на мяч и лови его". Вы кидаете ему мяч, а он ловит. Если ребёнок не поймал мяч, то вы его берёте сами, ребёнок не сходит с подушки в течение 15 минут. Вот такое перекидывание будет отличным началом, – рассказывает эксперт. – Потом можно добавить мешочки с песком. Сначала кидаете красный мешочек в правую руку, и, соответственно, вы кидаете тоже одной рукой, а синий мешочек нужно поймать левой рукой. Очень важно в процессе игры именно следить глазами за предметами, так вы и формируете концентрацию внимания. Это упражнение подойдёт для детей от 2,5 года. Работая на мозжечок, вы активизируете практически все зоны головного мозга. Даже если ваш ребёнок не говорит, вам поможет это упражнение. Но помните, все занятия должны проходить под контролем специалистов, вы можете обратиться за консультацией к профессионалам, и они составят вам программу игр и упражнений с учётом потребностей именно вашего ребёнка.

В норме развития ребёнок полутора лет говорит простую фразу из 2 слов. Повторяет простые слова. И если вашему ребёнку 3 года, но он всё ещё не говорит, то здесь речь уже пойдёт не о развитии, а о компенсации.

– В этом случае мозгу ребёнка придётся работать на максимальных мощностях, чтобы нагнать отставание. В этом случае может помочь аудиовокальная тренировка головного мозга, которая даёт ему ту недостающую энергию, – говорит эксперт.

Задача этой тренировки состоит в том, чтобы обучить уши слышать и воспринимать те звуки, которые не воспринимались раньше. Звук передаётся на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости стимулирует рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка. Напряжение барабанной перепонки и цепи слуховых косточек обеспечивается двумя мышцами – барабанной и стременной. Они поддерживают тонус барабанной перепонки и обеспечивают аккомодацию (способность приспосабливаться) проводящего звуки аппарата к раздражителям разной интенсивности и частоты.

– Но во время прослушивания и после важно заниматься со специалистом, чтобы именно профессионал направил эту энергию на образование нейронных связей. Представьте: вот вы не слышали – и в один момент стали слышать. Так же мозг после применения аудиовокальной тренировки начинает регистрировать все окружающие нас частоты. Существуют низкие частоты – это белый шум, и высокие частоты – собственно речь. И вот чтобы понимать, что нам говорят, надо сначала переработать белый шум. В этом на помощь придёт специалист. Методика эффективна при запуске речи, при поведенческих нарушениях, сложностях в коммуникации, также показана тем, кто плохо читает, пишет, у кого имеются психоэмоциональные перегрузки.