С 1 сентября вступил в силу закон, согласно которому ученикам российских школ запрещено пользоваться мобильными телефонами на уроках, в том числе и в образовательных целях. Мобильные разрешены только в экстренных случаях для связи с родителями.
Зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова отметила, что то, как именно будет осуществляться эта мера, родители и педагоги вправе решать самостоятельно. "Мы сейчас вводим такую норму, которая даёт право учителю и школе ставить условие, что телефон у нас в учебном процессе не используется, – пояснила она. – При этом телефон может находиться либо в ящичке, либо в сумочке, рюкзаке у ребёнка, никто его забирать не будет".
Metro решило узнать у специалистов, почему дети не хотят расставаться с телефонами в школе и как родителям настроить их на нужный лад.
– В основном дети зависят от мобильных игр в телефоне. На переменах мальчишки поголовно зависают в них. Во время уроков даже могут происходить конфликты между учителем и учеником по этой причине. Ребёнку хочется пройти интересный квест и заработать награду, а в реальности требуют слушать про какие-то уравнения, – говорит Metro педагог-психолог Анастасия Шастина. – Такая проблема особенно остро стоит в 5–8-х классах, а дальше постепенно идёт на убыль. В 5-м классе – потому что в этот момент происходит адаптация к средней школе. У всех она проходит индивидуально. Кто-то пытается уйти с головой в виртуальный мир. Класса с 8-го, впрочем, появляются другие проблемы. Подросток начинает взрослеть, и межличностные отношения выходят для него на первый план. Надо кому-то написать или ответить, а если телефона нет, то как увидеть сообщение? Это же беда, поэтому телефон, с точки зрения ребёнка, должен быть всегда рядом.
Школы, конечно, не просто категорично запрещают телефоны, но и стараются по-хорошему отвлекать от них детей. Например, вводят дежурства, во время которых ответственные проводят с ребятами на переменах какие-либо активные игры либо маленькие квесты. Но и родителям нужно попытаться объяснить детям, что телефон на уроке – это плохо. Как это сделать?
– Начнём с того, что родителям важно быть лидерами семьи, а не начальниками над детьми, – говорит психолог Юлия Баган. – Для этого старшим надо отказаться от позиции "я запрещаю". Дело в том, что когда мы кому-то что-то категорично запрещаем, то своим весом, своей громкостью, своим авторитетом давим на человека, обесценивая его чувства. Помните: вы достигнете успеха как родитель только в том случае, если ребёнок примет решение об отказе от телефона самостоятельно. При этом единого рецепта, как это сделать, нет. Ведь все дети разные.
Если у вас ребёнок-подражатель, то родителю лучше на собственном примере показать ему, как именно надо обращаться с телефоном. Формула одна: в офисе (или в школе) гаджет нужен только для работы (в случае ребёнка для связи с родителями), а уже после рабочего дня – для развлечений. При этом до ребёнка обязательно нужно донести мысль, что от прослушивания уроков, особенно его любимых, он получает выгоду, в частности, знания, которые пригодятся в будущем, так же, как и вы, работая, получаете выгоду в виде зарплаты.
Если у вас ребёнок, который любит исполнять правила. Такие дети действительно любят правила, потому что с их помощью им проще принимать решения. Родителям таких детей стоит наглядно показать сыну или дочери, как сложится их жизнь, если они будут получать знания в школе, а играть в телефоне только дома. Для этого можно, например, скачать какую-то хорошую игру и установить её ребёнку на телефон, но с условием, что играть он будет только на переменах или дома. Школа со своей стороны это решение и так поддержит, предложив детям оставлять на время урока телефоны в шкафчиках или на столе у учителя. Попробуйте, ребёнок оценит.
Есть дети, которые любят договариваться. С ними можно провести диалог, пообещав за правильное поведение тот или иной бонус. Кому-то подойдёт денежное поощрение, кому-то конфеты или новый мяч. При этом вы можете программировать время на телефоне, а можете просто доверять (тогда в ребёнке воспитывается ответственность).
Особенно просто будет договариваться с теми, кто идёт в школу впервые, или с ребятами, которые меняют учебное заведения. И тем и другим можно будет объяснить, что это обычное правило в новом месте: "уроки для уроков, перемены – для развлечений". Юлия Баган
А вот что делать с бунтарями? С ними проще всего соглашаться. Приказывать и настаивать нельзя, ведь таким детям доставляет наслаждение противостоять правилам. Вы будете говорить "нельзя", а они с азартом будут отвечать "льзя"! Так что тут проще всего поддержать: "Да, я тебя понимаю, какие ужасные правила! Но что же поделать? Зато мы с тобой в этой ситуации сможем..." И дальше, родители, проявляйте фантазию.