В международной политике этот термин обозначает государство, провозгласившее себя независимым и имеющее признаки суверенной страны, однако не имеющее полноценного дипломатического признания со стороны других стран.
Несмотря на то что эта ситуация для современного мира не новинка, никакого установленного механизма признания страны нет и в ближайшее время вряд ли появится.
– Единственное, чем пользуются дипломаты, – это признание страны в ООН, – объясняет Metro ведущий научный сотрудник МГИМО Игорь Окунев. – Если страна вступила в организацию, то всё мировое сообщество, включая ядерные страны, признают государство.
Несколько сценариев
Яркими примерами стран, которые в XXI веке стали независимыми, являются Восточный Тимор в Юго-Восточной Азии (был признан в 2002 году) и Южный Судан в Африке (был признан в 2011-м). Обе страны сейчас являются членами ООН.
Однако такой сценарий для частично признанных государств скорее исключение, чем правило, ведь для его осуществления нужна мощная международная поддержка.
Чаще всего происходит так, что страну признают лишь несколько государств, а иногда – вообще ни одно.
– Возьмём Косово и Палестину. Оба государства признают сотни стран, однако в ООН они не входят, – говорит Окунев. – Просто потому, что кто-то из членов Совета Безопасности ООН против, а в Собвез ООН входят серьёзные ядерные страны.
Проблемы обычных людей
Когда страна не признаётся, возникают проблемы не только на геополитическом уровне, но и на бытовом, у обычных людей – граждан этого государства. Главная трудность – документы. За границей паспорт гражданина непризнанной страны превращается в бесполезную бумажку, а это значит, что заграничную визу человеку дать невозможно. Не признаются и все остальные документы, в том числе и дипломы об образовании, что сводит квалификацию человека к нулю.
– Валюта и денежная система непризнанной страны тоже не котируются на международной арене, – добавляет эксперт. – Это значит, что ни у банков, ни у других организаций этой страны нет доступа к международной кредитной системе. Даже привычные всем платёжные карты могут работать либо с большими ограничениями, либо не работать вообще.
Кроме того, граждане непризнанных государств могут постоянно сталкиваться с давлением стран, претендующим на контроль над ними. Так происходит в Тайване, где нередко происходят столкновения между местными жителями, стремящимися отстоять статус отдельной нации, и силовиками Китая, которые считают Тайвань "мятежной провинцией".
Интересно, что международные компании, занимающиеся разработкой карт и навигационными системами, тоже сталкиваются с проблемами – не юридическими, но репутационными, потому что им неизбежно приходится занимать одну из сторон в конфликте.
Судьба ЛНР и ДНР
Россия признала Луганскую и Донецкую народные республики, что спровоцировало ожидаемую волну негодования со стороны Запада. Признание Россией республики поддержали Венесуэла, Сирия и Никарагуа, а также частично признанные Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия и непризнанное Приднестровье.
Наверное, самыми похожими по сценарию ЛНР и ДНР являются Южная Осетия и Абхазия. Игорь Окунев, ведущий научный сотрудник МГИМО
И Донецкая, и Луганская республики выиграли от признания независимости Россией, считает эксперт.
– Во-первых, теперь у них с организациями в России могут быть прямые контакты, могут заключаться бизнес-соглашения, их документы здесь начнут принимать. Раньше это было невозможно, – объясняет Окунев. – Во-вторых, всё-таки вслед за Россией какое-то количество государств их может признать и даже могут установить партнёрские отношения. Для них это существенное изменение ситуации.
12 мая 2014 года по результатам референдума была провозглашена независимость ЛНР и ДНР от Украины.