Эксперт раскрыл возможные мотивы нападения подростка из челябинской школы

В понедельник утром в коррекционной школе Челябинска ученик напал с молотком на одноклассников, в результате пострадали педагог и 13-летние дети. Специалисты рассказали Metro, что могло стать спусковым крючком для нападения и как ученик прошёл сквозь металлодетекторы
Эксперт раскрыл возможные мотивы нападения подростка из челябинской школы
@ Пресс-служба прокуратуры Челябинской области
Прокуратура Челябинской области проводит проверку по факту нападения 13-летнего школьника на одноклассников.

Может быть и след ВСУ

Кандидат психологических наук, эксперт по религиозным культам Александр Невеев сообщил Metro, что подросток, совершивший нападение в Челябинске, был в специфическом, пубертатном возрасте.

– У многих детей в этом возрасте есть проблемы в школе – они страдают из-за буллинга. Кроме того, неуспеваемость отражается на их статусе в коллективе, – пояснил эксперт.

По его мнению, скорее всего причиной для нападения стало влияние на подростка субкультуры "Колумбайн"*.

– Это не просто клуб по интересам, не просто виртуальное сообщество, где люди общаются и человек получает поддержку. Здесь акцент на переход от простого недовольства положением в классе к криминалу, когда ученик идёт убивать, – добавил спикер.

Он напомнил, как развивались печально известные события в США, которые и породили субкультуру – там два выпускника колледжа расстреляли кучу невинных людей, а потом убили себя.

– Именно эту модель поведения и транслируют в Интернете, прямо в головы нашим детям. Усугубляется это сложной ситуацией в школе. Но главная опасность – вовлечение в группу. Любой манипулятивный сценарий всегда представляет собой движение от простого к сложному. В данном случае всё начинается с обсуждения школьных проблем. Потом ребёнка накручивают, говорят, что да, он белый и пушистый, и проблема – в других. Ну а дальше его постепенно подталкивают к действиям, знакомят с оружием. Если оно запрещено в регионе, объясняют, как воспользоваться ножами, саблями, другими подручными средствами. Ну и дальше жертву манипуляции подталкивают к тому, чтобы она совершила преступление, – сказал Невеев.

Он уточнил, что в рамках подобной субкультуры ребёнок общается не только со своими сверстниками. Непонятно, кто находится по ту сторону экрана: такой же подросток или какой-нибудь продвинутый сотрудник – например, СБУ. А вероятность того, что такого рода деструктивные субкультуры курируются враждебными для России спецслужбами, очень высока, потому что это – дешёвый и эффективный способ создать иллюзию того, что Россия страна неблагополучная.

– В России ведётся системная борьба с этой субкультурой. Она запрещена. Подозрительные паблики, мессенджеры мониторятся. Но, к большому сожалению, глобальный интернет устроен так, что отследить все подобные сообщества практически невозможно.

Александр Невеев пояснил, что факт обучения парня в коррекционной школе не делает его автоматически склонным к насилию.

– Дети в таких учебных заведениях не предрасположены к этому. Коррекционная школа предполагает, что в ней нет места стандартным подходам к обучению, которые создают для детей каждодневный стресс и фрустрацию. И поэтому подобные случаи в масштабе страны в таких школах происходят редко.

Рамка пищит, а охранник бездействует

Президент союза "Офицеры группы "Альфа", подполковник ФСБ в отставке Алексей Филатов рассказал Metro, почему в школу пропустили ученика с оружием.

– Это – человеческий фактор, – заявил Филатов. – Я знаю, что данная школа была оборудована рамкой, но она по какой-то причине не сработала. Вариантов тут немного. Или она была неработоспособна, или, что чаще всего бывает, охранник недолжным образом реагировал на её работу. К сожалению, я сталкиваюсь с таким сплошь и рядом. Будь это школа или торговый центр, заходишь: сидит охранник, рамка пищит. Я не знаю, слышит он, не слышит или ему всё равно. Но люди проходят, у них пищат. У одного – ключи, у второго – травматический пистолет, у кого-то, может быть, и вовсе боевое оружие. Как правило, охранник устаёт от своих обязанностей, поэтому и не реагирует. Здесь надо разбираться – почему. Даже если рамка была сломана, это всё равно проблемы службы безопасности. На посту она должна была работать!, – заявил спикер.

Эксперт отметил, что возможная вербовка молодого человека через "Колумбайн" спецслужбами других стран возможна, но это слишком сложно для данного случая.

– Здесь, наверное, надо говорить о том, что ученик был просто странным. И, в принципе, многие, кто его знал, так и говорят, что человек странный – с пограничной нервной системой, в нервно-психологическом состоянии. Я думаю, что, исходя из этого, он был подвержен влиянию – например, какой-нибудь террористической организации, – добавил Филатов.

Ранее депутат Госдумы РФ Виталий Милонов поделился с Metro своим мнением о событиях в челябинской школе. Также издание поговорило с депутатом Госдумы РФ от Челябинской области Яной Лантратовой.

* "Колумбайн" признан террористическим движением, запрещён на территории РФ.