Этот особняк в центре Москвы пережил несколько пожаров в 19-м веке, расселение и уплотнение после революции в 20-м. Сейчас в первой части дома располагается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, которое объединяет специалистов и волонтёров, спасающих старинные усадьбы. А во второй части живут потомки дворянского рода Телешовых, и в квартире у них настоящий живой музей!
– Это уникальный случай, когда в особняке живёт девятое поколение семьи, построившей его два века назад. К ним даже приходят на экскурсии. Жаль, что сейчас хозяева на даче, – говорит руководитель Всероссийского общества охраны памятников Евгений Соседов и ведёт нас в зал со старинным камином, широкими окнами с прекрасным видом на центр Москвы.
Особняк поэтапно реставрируется: ему возвращают первозданный – дореволюционный – вид. В нулевые здесь арендовали комнаты разные компании и, как водится, лихо похозяйничали, заменив старинные ампирные двери и убрав лепнину с потолков. К счастью, в большей части дома эти приметы старины сохранились.
200 лет одна семья владеет домом. Сейчас в особняке работает несколько учреждений, но он до сих пор является частично жилым. В квартире, где расположен музей, живут Телешовы-Карзинкины
– А вот здесь, – Евгений показывает на потемневший от времени паркет, – видите, заметна разделяющая черта? Это в советское время была построена стена, и зал превратили в две комнаты коммуналки.
Евгений останавливается перед старой, но хорошо сохранившейся белой дверью и показывает на вмятины на замке:
– Таинственная история: больше ста лет назад кто-то пытался вскрыть дверь и попасть в другую комнату, прострелив замок. Две пули мы недавно обнаружили в... печи. Кто и зачем их туда положил и кто стрелял – мы, конечно, не узнаем. Старинные усадьбы, как правило, хранят свои секреты.
Предок Телешовых Андрей Карзинкин приобрёл особняк после пожара 1812 года. Его пришлось полностью отстраивать.
– В доме всё дышит историей, сохранился подлинный дух старой Москвы, – продолжает Евгений Соседов. – Остались элементы интерьера, которых касались руки великих литераторов, художников, писателей. По этому паркету, кстати, ходил Бунин.
Заглядываем в одну из соседних комнат. Здесь художники реставрируют старинные иконы – из числа спасённых обществом охраны памятников, и это словно дополняет атмосферу особняка.
В просторном холле мы видим старинную телефонную будку, которая, как оказалось, была установлена ещё до революции. На стене – старый телефонный аппарат.
Снимаю трубку. Ощущение такое, что это портал между эпохами. Но в трубке тишина.
– Пришлось отключить, – поясняет Евгений. – Сейчас у всех мобильные.
И тут же рассказывает историю: в один из своих визитов Шаляпин, стоя рядом с этой будкой, приглашал всех в гостиную со словами: "Пойдёмте, буду петь для вас. Это в Большом я пою за деньги!"
В начале 20-го века дом достался правнучке Карзинкина, которая вышла замуж за писателя Телешова. Он дружил с Гиляровским, Станиславским, Буниным, Горьким. Гиляровский любил работать в кабинете Телешова – здесь писал дневники и беседовал с главой семьи.
Сам Телешов не стал популярным писателем, хотя публиковался до революции и в советское время.
Фамилия его больше ассоциируется с особняком на Покровке.