Экоактивисты начали продавать мусор, чтобы привлечь внимание к проблеме загрязнения окружающей среды

Вопросы экологии являются одними из важнейших, стоящих сегодня на повестке дня всего человечества. Активисты пытаются достучаться до людей любыми способами. Metro пообщалось с организацией, которая нестандартным методом пытается привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения Байкала
Экоактивисты начали продавать мусор, чтобы привлечь внимание к проблеме загрязнения окружающей среды
фонд "Мой Байкал" / фонд "Мой Байкал"
Фонд "Мой Байкал" борется с загрязнением прибрежных территорий озера

Экологическая организация "Мой Байкал" открыла интернет-магазин, где в качестве товаров выставлен мусор, собранный на берегу озера. Цены на лоты выставлены в соответсвии с ущербом, который тот или иной мусор наносит окружающей среде.

Пользователи могут приобрести выкинутые батарейки за 10560 рублей, коробку из-под сока за 480 рублей, сигаретную пачку за 256 рублей и использованный подгузник за 545 рублей. Под каждым лотом стоит срок его разложения и краткое описание того, чем именно вредит данный вид мусора экологии озера. Так, те же подгузники разлагаются порядка 450 лет, для их производства на одного человека в год уходит порядка 136 кг древесины и 23 кг нефтяного сырья, а одна батарейка переработается природой за 110 лет, но за это время она успеет отравить до 400 литров воды и насытить почву ядовитыми щелочами и металлами.

На Байкале экоактивисты открыли супермаркет мусора
скриншот с сайта mybaikal.store
На Байкале экоактивисты открыли супермаркет мусора

Стоит отметить, что купленные товары не отправляются покупателям – за ними придётся приехать на указанный на карте участок берега и подобрать самостоятельно. Вполне логично – доставка и упаковка отправлений также окажет существенное влияние на экологию.

Вырученные деньги планируется потратить на нужды организации и продолжение работы по очистке Байкала. 

Metro пообщалось с руководителем отдела внешних коммуникаций фонда "Мой Байкал" Полиной Кайзер о супермаркете мусора и деятельности самих экологов.

Цены выставлены в соответствии с уроном, который наносится окружающей среде. Чем пластиковые пакеты, бутылки и батарейки вредны – это более или менее понятно. Какой был алгоритм расчёта?

– Вместе профессиональным экологом мы при выставлении цены учитывали несколько аспектов. Чтобы изготовить какую-либо вещь, нужны ресурсы: полезные ископаемые, полимеры. При добыче или получении этих ресурсов уже наносится ущерб природе. Это первый аспект. Второй – само производство, в процессе которого страдает экология. И третий – это когда вещь превратилась в мусор и лежит на несанкционированной свалке. Из этих аспектов и складывалась итоговая цена.

У вас есть какие либо финансовые ожидания от работы этого магазина, или это скорее такой пиар-ход для того чтобы привлечь внимание людей к проблеме загрязнения Байкала?

– Мы преследуем сразу обе цели. Этот год в Иркутской области объявлен годом Байкала, и мы хотели, чтобы как можно больше людей узнали о проблеме загрязнения озера. И, конечно, мы рассматриваем это как вариант сбора пожертвований на реализацию новых проектов. Меньше чем за сутки мы получили порядка 50 пожертвований, многие люди, узнав о проблеме, стараются помочь и не остаются равнодушными.

В 2020 году силами вашего фонда и организацией работы волонтёров удалось отправить три тонны вторсырья на переработку, собрать 2373 мешка мусора на 14 территориях, запустить несколько просветительских проектов. А каковы результаты в этом году, удалось ли улучшить показатели?

– В этом году мы запустили проект "Экодесант", в рамках которого волонтёры выезжали в населённые пункты недалеко от озера, проводили работу с местными жителями, учили правильно вести раздельный сбор мусора и старались привить экокультуру в целом. Если говорить про цифры, то окончательных итогов мы пока не подводили, но уже сейчас можно сказать, что на переработку в этом году мы отправили не менее семи тонн вторсырья. Думаю, эта цифра ещё вырастет.

Самые яркие акции и рекламные компании о проблемах экологии

Активисты "Гринпис" установили в одном из торговых центров мультимедийный экран, который демонстрировал 3D-модель тающего айсберга. Спасти его можно было просто считав QR-код, который перенаправлял пользователя на сайт о глобальном потеплении. При переходе по ссылке часть талой воды "возвращалась" и снова становилась куском льда. Люди выстраивались в очередь, чтобы поиграть в сохранение природы. Слоган рекламной кампании: "Вместе мы можем предотвратить изменения климата".

Фонд дикой природы (WWF) запустил рекламную компанию, отсылающую к популярной видеоигре Pokmon Go. Дизайнеры воспроизвели интерфейс игры, однако вместо "родных" персонажей поместили туда изображения диких животных, находящихся на грани исчезновения. Слоган кампании: "Покемоны существуют. Сохрани их всех".

Социальная реклама WWF
WWF / WWF
Социальная реклама WWF

Художники, занимающиеся стрит-артом в разных странах, придумали новый способ нанесения изображения на стены. Только они не распыляют краску, а наоборот очищают и процарапывают грязь, скопившуюся на стенах тоннелей и поверхностях бетонных заграждений вдоль оживлённых автострад, делая таким образом рисунки на тему экологии.

"Обратное граффити"
wikimedia / Valerie Hinojosa
"Обратное граффити"

Сразу в нескольких городах Польши появились огромные билборды с рекламой минеральной воды Kropla Beskidu. 30% площади щитов были покрыты живыми растениями. Слоган акции "30% имеет значение" отсылал потенциальных покупателей к вопросу раздельного сбора мусора и переработки отходов, поскольку бутылка воды этой марки на 30% состоит из органических материалов.

Рекламный щит Kropla Beskidu
YouTube / Kropla Beskidu
Рекламный щит Kropla Beskidu