Расскажите о самом запоминающемся разговоре с бабушкой. Вы вообще часто с ней задушевно беседуете?
– Когда такая большая разница в возрасте, сложно говорить о задушевных беседах. Наверное, ребята, которые росли с бабушкой, могут вот так близко общаться. Я с бабушкой не рос. Я, конечно, по мере возможности стараюсь разузнать факты из её биографии, но часто эти факты рассказываются по-разному, хотя кое-что и совпадает. (Смеётся.)
Она вас не журит, не наставляет?
– Ну, когда-то она меня распекала, что я позволил себе выйти на сцену в рваных джинсах. Это было ещё лет 20 назад, во времена участия в "Фабрике звёзд". Тогда она ругалась и на меня, и на Тимати, у которого были джинсы и рваные, и спущенные: "Неужели нет денег нормальную одежду купить?!" (Смеётся.) Зато потом, когда я приезжал в те же времена к ней на концерт, я брал классические брюки. В целом она меня никогда особо не критиковала. Ей нравится, как я пою, как выступаю, как отвечаю в каких-то программах.
Как Эдита Станиславовна сама в обычной жизни одевается? На сцене она всегда шикарная царица, а дома? Халат и тапочки – это про неё?
– Вне сцены она, конечно, значительно проще относится к внешнему виду. Предпочитает комфортную одежду. Помню, что когда я ещё жил в Питере и она приезжала, то обычно была в каком-нибудь спортивном костюме Adidas. Вообще мои воспоминания времён начальных классов – это как бабушка занимается спортивной ходьбой. Тогда и я ей иногда составлял компанию. Дистанция составляла приблизительно 10 километров, и надо было очень быстро идти, ходьба на грани бега. Эдита очень сильно размахивала руками и активно дышала. Домработница, когда с ней так "ходила", обычно просто рядом бежала. Помню, в её гимнастику ещё входило несколько упражнений: она высоко поднимала колени, чтобы они касались груди, и ходила по коридору на ягодицах.
Есть ли у Эдиты Станиславовны другие привычки или хобби, о которых знают только самые близкие?
– У неё есть несколько коллекций. Она, например, собирала чертей! Фигурки, статуэтки этих чёртовых чертей! Зачем, почему, я так и не знаю. Мне они никогда не нравились! (Смеётся.) Потом у неё была коллекция каких-то пигмеев. И вот это всё она имела обыкновение возить с собой. У неё был специальный баул, который она так и называла. И там были и черти, и пигмеи, которых она доставала и выставляла по росту в спальне. И был там ещё древний, разваливающийся заяц – игрушка, которую ей сшила мама, если я ничего не путаю. У зайца постоянно что-то отваливалось, он был шитый-перешитый.
В нашей семье вообще коллекционирование – это нечто оригинальное. Мама моя, например, собирала свиней. У неё была масса фигурок из разных материалов, и коллекция увенчалась живой свиньёй, вернее, вьетнамским кабаном, который 16 лет жил с матерью.
Вам эта традиция передалась? Что-то особенное коллекционируете?
– Супротив чертей одно время я собирал ангелов. Честно говоря, черти эти мне даже снились в детстве в дурных снах. Наверное, желание коллекционировать фигурки ангелов возникло когда-то тогда.
Вы упомянули зайца, которого хранит ваша бабушка. А какой самый памятный подарок от неё вы получали?
– Как-то она мне подарила саблю, вернее, нечто среднее между кинжалом и саблей. Очень красиво инкрустированная. Почему именно саблю, тоже загадка, но вообще мне нравится – такая мужская, брутальная вещь, которая, надеюсь, мне в действии никогда не пригодится. (Смеётся.)
Чем вас бабушка балует, когда вы бываете у неё?
– Она давно уже ничего не готовит. Но если вспоминать детство, то она могла ночью начать жарить блины. Я среди ночи просыпался от запаха, вылезал на кухню, и мы с ней ели блины. Такое несколько раз было.
То есть Эдита Станиславовна могла побаловать себя блинами во времена, когда активно выступала?
– Да, она любила блины, а ещё у неё была привычка есть чёрный хлеб с шоколадом. Это, видимо, что-то из послевоенного детства. Она ела шоколадные конфеты именно так, с хлебом.
Чтобы все понимали, не так уж много с бабушкой мы и виделись. Всего про неё я, конечно, не знаю, какие-то биографы, поклонники, кто-то из тех, кто жил с ней постоянно – у неё всегда были домработницы или домоуправляющие, – скорее они про неё много знают. Я всегда существовал где-то отдельно, и только иногда меня брали на гастроли, когда не с кем было оставить.
Если говорить про гастроли и выступления вашей бабушки, какая песня первой всплывает, когда вы думаете про неё?
– Вот эта: "А завтра снова мир чудесен, ведь жить без песен мне нельзя. До новых встреч, до новых песен..." Там есть строчка: "И дочка сонная мне скажет: "Ты пела очень хорошо". Это про мою маму. Меня всегда эта строчка очень трогала, потому что я по маме очень скучал. Ещё мне нравится песня "Давай помолчим здесь, у самого порога". Она такая грустная и запоминающаяся. В детстве я не знал, кто был автором песен. Потом уже понял, что моими любимыми были песни, написанные дедушкой. Сан Саныч был грандиозного масштаба личность. Всё, что писал дед, было прекрасно.
Как вы в семейном кругу друг друга называете?
– Обычно по имени. У меня есть свой прикол, я Эдиту называю "бабон" или "бабулевич", и ей вроде заходит. Она и сама, когда мне звонит, может сказать: "Это бабон". Но обычно я всегда называл бабушку – Эдита, маму – Илона. Хотя мать последние годы называю "матро", "матроша". Мне кажется, в нашей семье всегда культивировалось стремление быть непохожими на всех. Наверное, поэтому мне всегда было неловко говорить и слышать "мама", "сынок". Понимаю, что это нормально, но всегда была мысль: неужели нельзя придумать что-то более адресное?
Эти оригинальность и непохожесть как-то ещё проявляются?
– Да, во всём, даже в распорядке дня. Это же был не традиционный рабочий график. Бабушка могла день спать, а ночью – нет. Иногда приходили гости, какая-то богема местная: режиссёры, художники. Бывали и политики, и спортсмены, и даже рокеры, помню даже Гребенщикова. В такие моменты Эдита перевоплощалась в царственную особу. При этом любимым выражением бабушки было: “Голь на выдумку хитра”. Она себя называла “голь”, мол, такая простая. А мне говорила: "Мы с тобой два одиночества, жизнью битые". Хотя это тоже скорее какие-то проекции из детства, потому что, когда она это озвучивала, жизнь её уже не била. То, что она себе намечтала, всё сбылось: прекрасная карьера, разве что не случилось, возможно, любви, которую она хотела.
Были случаи, когда вы были поражены действиями Эдиты Станиславовны?
– Моя сестра Эрика очень сильно картавила. Занималась с логопедами, и всё безрезультатно. Как-то Эрика приехала к Эдите на дачу, бабушка услышала её речь, отвела в комнату и очень властно, почти на крике выпалила: "Ты никогда не будешь больше картавить!" Сестра после того случая действительно начала выговаривать "р". И до сих пор не понимает, что это было. Эдита была для всех такой масштабной, авторитетной личностью, что её требования работали как внушение. Со мной тоже было нечто подобное. Ни для кого не секрет, что я в своё время употреблял наркотики, были клиники и реабилитации. Но, когда была критическая ситуация, именно Эдита сделала первый шаг к тому, чтобы я смог остановиться. У неё есть способность сказать своё веское слово, и это работает. Такая сила личности.
Как вы планируете отмечать юбилей бабушки, как Эдита Станиславовна себя сейчас чувствует?
– Чувствует себя она так, как человек обычно чувствует себя в 85 лет. Она у себя на даче под Питером, которая давно стала ей домом. Она давно никуда не выезжает. Мы, конечно, планируем приехать провести с ней день. Но если она захочет, а она же может и не захотеть! Если не захочет, то тут её уже никак и ничем не переубедишь. (Смеётся.)
Факты про Эдиту Пьеху
Родилась во Франции в семье поляков. Когда Эдите было 9 лет, отчим (шахтёр) получил работу в Польше и вся семья переехала в шахтёрский город Богушув-Горце. После школы с отличием окончила педагогический лицей.
В 1955 году получила направление на учёбу в СССР, поступила в Ленинградский государственный университет им. А. Жданова на отделение психологии. Параллельно пела в хоре польского землячества.
Юную певицу заметил руководитель ансамбля консерватории Александр Броневицкий. Вскоре Эдита стала солисткой коллектива, которому она придумала название "Дружба", и вышла замуж за Броневицкого.
Пьеха – обладательница награды "Нефритовая пластинка" за рекордные тиражи. Певица запускала новые тренды на советской эстраде – в частности, первая начала двигаться по сцене, сняв микрофон со стойки.
Семья: Дочь – певица Илона Броневицкая, внук Стас также продолжил музыкальную династию, внучка Эрика – дизайнер.
Избранные песни: "Песня остаётся с человеком", "Надежда", "Белый свет", "Дети Земли", "Наш сосед", "Как молоды мы были", "Всё ещё будет".