Единственный в России князь-художник мог расписать Казанский вокзал, но проект отвергли

В филиале Бахрушинского театрального музея – Доме-музее Марии Ермоловой – впервые представили уникальные росписи князя Сергея Щербатова, сделанные для зала ожидания первого класса Казанского вокзала
Единственный в России князь-художник мог расписать Казанский вокзал, но проект отвергли
Предоставлено пресс-службой Бахрушинского музея
Щербатов С. А. Эскиз панно № 1 и № 2. 1916–1917гг.

Князь Сергей Александрович Щербатов – фигура интересная. Уже хотя бы потому, что в 1910-е годы он был единственным художником княжеского статуса на всю Россию – в то время профессионально заниматься живописью для аристократов считалось недостойным.

Щербатов С. А. Эскиз панно "Промысел". 1916–1917 гг.
Предоставлено пресс-службой Бахрушинского музея
Щербатов С. А. Эскиз панно "Промысел". 1916–1917 гг.

Рисовал для себя

На самом деле художником в полной мере его назвать нельзя – князь не продавал свои картины: состояние позволяло этого не делать, а ещё вся семья была против. И тем не менее он получил художественное образование: после окончания университета уехал учиться живописи в Мюнхен. Потом князь стал учеником знаменитого Игоря Грабаря, который его очень хвалил.

Широкой публике Щербатов запомнился как коллекционер и меценат: богатый дворянин состоял в попечительском совете Третьяковской галереи, входил в Общество друзей Румянцевского музея и даже хотел учредить свой собственный музей частных собраний, но не успел. После революции 1917 года он эмигрировал в Европу.

Перед эмиграцией Щербатов успел дважды выставить свои работы в России. К сожалению, по словам Инны Войтовой, старшего научного сотрудника отдела декорационно-изобразительных материалов Бахрушинского театрального музея, ни одной из этих работ в России не сохранилось, кроме эскизов росписей зала ожидания первого класса для Казанского вокзала, сделанных Щербатовым на заказ.

Щербатов С. А. Эскиз панно "Город". 1916–1917 гг.
Предоставлено пресс-службой Бахрушинского музея
Щербатов С. А. Эскиз панно "Город". 1916–1917 гг.

Эскизы заказал друг 

К росписи вокзала Щербатова привлекли благодаря его дружбе с Владимиром фон Мекком – племянником председателя правления Общества Московско-Казанской железной дороги.

– В оформлении вокзала участвовало несколько художников. Для зала ожидания первого класса предполагалась русская тема, – говорит Инна Войтова. – Князь Сергей Александрович был русским помещиком и достаточно патриотичным художником.

Проект Щербатова утвердила художественная комиссия под руководством Николая Карловича фон Мекка, однако, по словам Войтовой, другие художники не были в восторге от такого сотрудничества. В частности, Александр Бенуа, который принимал участие в росписи вокзала, считал, что Щербатов был дилетантом.

Эскиз панно № 1 и № 2 для проекта росписи внутреннего помещения Казанского вокзала. 1916–1917 гг.
Предоставлено пресс-службой Бахрушинского музея
Эскиз панно № 1 и № 2 для проекта росписи внутреннего помещения Казанского вокзала. 1916–1917 гг.

Росписи Щербатова отвергли

Пришедшие к власти большевики отказались от росписей Щербатова, которые посчитали слишком роскошными и на которые у них просто не было денег. Архитектор вокзала А. В. Щусев пересмотрел проект его оформления. В результате живописное оформление сохранилось только в зале ресторана, который сейчас стал залом для VIP-персон. Плафон расписал художник Евгений Лансере.

Проект Щербатова остался существовать лишь в виде эскизов и подготовительного макета. В 1928 году эскизы попали в Бахрушинский музей.

– К тому моменту князь уже 10 лет находился в эмиграции, а его коллекцию национализировали и распределили по музейным фондам. У нас есть версия, что эскизы попали к нам, потому что выглядели как части театрального макета, – считает Войтова.

Роспись сводчатого потолка. Часть макета.
Предоставлено пресс-службой Бахрушинского музея
Роспись сводчатого потолка. Часть макета.

Мемуары вернули ему имя

В Бахрушинский музей в разрозненном виде попали только три части единого картонного макета с росписью для стен вокзала. На них не было подписи Щербатова, а только подпись Николая Карловича фон Мекка – "утверждаю" и дата. 

Уже тогда фонды музея насчитывали сотни тысяч экспонатов, поэтому эскизами Щербатова долгое время никто не интересовался. 

– Конечно, Бахрушин слышал про Щербатова, но лично они знакомы не были. Кто знает, может быть, у Алексея Александровича дошли бы руки до произведений князя, но он очень скоро скончался, уже в 1929 году, – говорит Инна Войтова. 

Эскизами по-настоящему заинтересовались во время недавней сверки музейных коллекций. Начались поиски автора: Инна Войтова провела большое исследование – изучила подробно литературу по истории строительства Казанского вокзала, в частности серию статей Сергея Колузакова. В публикациях обнаружились достаточно точные сведения, кто какой зал оформлял, и среди художников оказался Щербатов. 

– Потом я обратилась к мемуарам Сергея Александровича. Он довольно подробно описал работу над проектами в своей книге воспоминаний "Художник в ушедшей России", вплоть до каждой мелкой фигуры на каждом из панно. 

В эмиграции он продолжил писать натюрморты, пейзажи, даже выставлялся в Риме. Сейчас специалисты Щербатовского Нарского исторического общества пытаются выкупить эти работы за рубежом и привезти их в Россию.

Выставка с работами Щербатова продлится до 11 июня в филиале Бахрушинского музея, Доме-музее М. Н. Ермоловой.