Животные в банках
Дамер родился в Милуоки (штат Висконсин) в 1960-м, в семье учёного-химика Лайонела и инструктора по телетайпу Джойс. Оба поначалу души не чаяли в ребёнке, который однажды станет известен как Милуокский каннибал или Милуокский монстр. При этом отношения супругов друг к другу оставляли желать лучшего. Лайонел часто отсутствовал дома, а его жена нуждалась в постоянном внимании – была ипохондриком, лечилась от депрессии и пыталась покончить с собой. Позже болезнь усугубилась – стала утверждать, будто видела НЛО.
В начальной школе Джеффри был тихим и робким, но с ним дружили некоторые ребята. Самым его странным увлечением стали мёртвые животные.
Когда ему было 4, отец достал из-под дома кости. Лайонел вспоминал, как Дамер обратил внимание на то, что кости издавали интересные звуки – и назвал их "палочками для скрипки". После этого Дамер начал искать останки сам. В 1968-м делать это стало легче, поскольку семья переехала в небольшой дом, с сараем возле леса. Дамер начал ловить крупных насекомых, добывать скелеты бурундуков и белок. Некоторые трупы хранил в банках с формальдегидом, часто проводя время в сарае.
Отец-химик поддерживал любопытство сына. Когда во время ужина мальчик спросил Лайонела, что будет с куриными костями, если поместить их в отбеливатель, то получил подробный ответ. В результате Дамер ещё усерднее стал собирать мёртвых животных, в том числе – сбитых машинами на дороге.
Первое убийство
Это случилось в 1978-м, через три недели после того, как Дамер окончил обучение в школе. Он подобрал на машине пит-стопщика Стивена Хикса – тому было всего 19. Дамер предложил ему зайти к себе домой, выпить.
И хотя Хикс торопился на рок-концерт, он согласился испить пару кружек пива. Вскоре Дамер понял, что Хикс – натурал (сам маньяк был геем), и под любыми предлогами не отпускал его из дома. В конце концов он ударил юношу гантелью, когда тот сидел на стуле. После – задушил штангой, затем раздел. В итоге уволок тело в подвал, где препарировал его и похоронил.
Как пишет Sun, знакомые Хикса рассказывали, что он был добросердечным и сострадательным, любил помогать другим людям, был открытым и часто заводил новые знакомства. Когда он исчез, семья Хикса наняла частного детектива и помогала полиции в расследовании. Останки его найти не удалось, а Дамер сам рассказал детективам, что убил Хикса.
Служба в армии
Отец замечал, что Дамер много пьёт, плохо учится в университете – и, когда студента отчислили, был непреклонен в своём решении отправить сына в армию. Его отослали на обучение медицинскому делу в Алабаму и Техас, где он часто устраивал пьянки. Однажды наказали целый взвод – его избили товарищи, попавшие под раздачу.
В 1979-м Дамера направили в ФРГ, где он служил боевым медиком. Его соседом в казарме был военный врач по имени Билли. По его словам, поначалу Дамер был харизматичным и дружелюбным, но затем его поведение изменилось. Дамер неоднократно накачивал Билли наркотиками, насиловал, жестоко обращался с ним и психологически терроризировал. Билли даже хотел убить Дамера, а потом и себя, но не сделал этого ради семьи.
В 1981-м из-за пристрастия к алкоголю Дамера признали непригодным для военной службы – и он вернулся домой.
Делал зомби
Первое время Дамер убивал на квартире у родной бабушки, пока она его не выгнала за пьянство. 14 мая 1990-го он переехал в съёмную квартиру – и взял с собой мумифицированную голову и гениталии убитого. Его привлекла низкая плата – дом находился в районе, где был высокий уровень преступности. Зато в комнатах была мебель, платить приходилось всего 300 долларов в месяц. Там он убивал своих жертв и хранил куски тел в различных ёмкостях.
Но у полицейских был прекрасный шанс остановить это. 26 мая 1991 года Дамер встретил 14-летнего подростка из Лаоса Конерака Синтасомфона. Он предложил ему попозировать для откровенных снимков на Polaroid. Конерак согласился. Дамер накачал его наркотиками и отвёл в спальню, где на полу лежал раздутый от разложения труп.
Затем Дамер продолжил эксперименты – до этого он не раз просверливал другим жертвам дырки в черепе, вливая туда специальный раствор с расчётом, что жертвы станут послушными зомби. Конераку он ввёл соляную кислоту. После этого Дамер напился и ушёл в бар. А когда вернулся, увидел у входа в дом трёх женщин, которые общались с подростком (тот отвечал на лаосском) – пленник смог каким-то чудом уйти из квартиры маньяка. Дамер сказал женщинам, что подросток приходится ему другом, и попытался отвести его за руку в квартиру – но свидетельницы объявили, что вызвали полицию. Сотрудники прибыли на место, но повелись на слова Дамера, который сказал, что это просто его товарищ, с которым он поссорился – и позволили маньяку увести юношу снова в квартиру. На попытку одной из женщин опротестовать это (указала, например, на кровь и царапины на теле мальчика), ей сказали заткнуться.
Офицеры Бальцерзак, Габриш и Ричард Порубкан всё-таки отправились в квартиру, но в итоге так и не зафиксировали там ничего необычного.
После офицеры ушли, попросив, чтобы Дамер "хорошо позаботился" о Конераке. В документах отметили, что произошла "бытовая ссора". Стоило им уйти, Дамер снова ввёл в мозг юноши соляную кислоту, в лобную долю – инъекция стала смертельной.
Как пишет Chicago Tribune, вскоре после поимки Дамера было проведено расследование – комиссия сочла, что офицеры увидели, как "поссорились гомосексуалисты", и не захотели, чтобы на улице не расхаживал пьяный молодой человек, поэтому оставили его у Дамера. Было определено, что Бальцерзак и Габриш не установили личность подростка, не стали вызывать бригаду скорой помощи, не пытались поговорить с жертвой по-английски – и совершили множество других нарушений.
"Экзорцист"
22 июля 1991 года Дамер пригласил к себе 32-летнего Трейси Эдвардса. В квартире тот уловил запах гнили, увидел несколько коробок с соляной кислотой – Дамер заявил, что они нужны для чистки кирпичей. Затем сказал гостю, чтобы тот посмотрел тропических рыб – и, поймав момент, надел ему на запястье наручники. После этого Дамер сопроводил его в спальню, где включил фильм "Экзорцист".
Он пытался успокоить гостя – положил голову ему на грудь, слушал, как бьётся сердце. Прижав к нему нож, неожиданно сказал, что собирается съесть его сердце.
Когда Дамер на секунду потерял концентрацию, Эдвардс ударил его по голове и сбежал. Вскоре он остановил двух полицейских, которые увидели, как с его запястья свисают наручники. Эти полицейские осмотрели квартиру куда тщательнее. И нашли снимки с телами разной степени разложения. Дамер попытался сбежать, но его скрутили.
Маньяка приговорили к 16 пожизненным заключениям за 17 убийств, совершённых в период между 1978 и 1991 годами. Почти все убитые были чернокожими гомосексуалистами. Дамер признался и в каннибализме.
Конец Дамера
Джеффри Дамер находился в исправительном учреждении Колумбии до своей смерти в 1994-м.
Первый год он сидел в одиночке – были опасения, что сокамерники убьют его. Маньяку присылали тысячи писем поклонники, некоторые не скупились на пожертвования (Дамер покупал на присланные деньги кассеты, канцелярку, сигареты и журналы). По просьбе маньяка его вывели из одиночки – и поручили ежедневную работу (убирал в туалетах и спортзале).
28 ноября 1994-го Дамер вместе с двумя сокамерниками остался без присмотра в душевых спортзала. На него напал Кристофер Скарвер, отбывавший пожизненное заключение за убийство. У него был металлический прут. Маньяк получил травмы головы – когда прибыли медики, Дамер ещё был жив, но спустя час скончался. Скарвер также убил некоего Джесси Андерсона.
В редком интервью для прессы (New York Post) Скарвер объяснил свой поступок. Он заявил, что Дамер раздражал своими выходками – например, часто разливал кетчуп, утверждая, что это кровь человека. Однажды Скарвер нашёл статью о Дамере – и узнал подробности его преступлений. По его словам, в день убийства он столкнулся с Дамером и Андерсоном – те ткнули его в спину, над чем-то приглушённо смеясь. "Я посмотрел им прямо в глаза", – сказал Скарвер, укрепившись в решении совершить возмездие.
"История отца"
Мать Дамера скончалась от рака 27 ноября 2000 года – перед этим снова пыталась покончить с собой. Младший брат Дамера Дэвид сменил фамилию, чтобы его не беспокоили.
Лайонел Дамер жив, вышел на пенсию, живёт со второй женой. Они признают Дамера, несмотря на все преступления, которые тот совершил. В 1994-м была издана книга Лайонела "История отца" – он пожертвовал часть доходов от продаж семьям жертв.
Трое родственников жертв подали на писателя в суд, поскольку тот не запросил их согласия на публикацию. Семья Стивена Хикса также подала иск – но по другому поводу. Они сочли, что Дамер стал убийцей из-за преступной халатности родителей.
Вопрос психологу
Психолог-сексолог Анна Ванина рассказала Metro, могут ли подобные сериалы провоцировать появление новых маньяков.
– Однажды учёные провели эксперимент, – говорит она. – Студентов разделили по ролям – на надсмотрщиков и заключённых. Было доказано, что когда у человека появляется над кем-то власть, он может стать агрессивным – оскорблять, унижать, бить другого. Однако появление нового сериала о маньяке не может быть ключевым триггером, заставить кого-то стать маньяком. Зависит от того, есть ли "почва" для такой трансформации. Каждый из нас воспитывался в определённой семье. У некоторых были абьюзивные родители. Для их детей унижение, оскорбление – норма. Из-за того, что родители пили, курили, употребляли наркотики, у детей могло развиться девиантное поведение. Они смотрят такие сериалы и понимают – да, можно быть маньяком. Те же, кто воспитывался в благополучных семьях, находятся под защитным "куполом", с опекающими и заботливыми родителями с правильными семейными ценностями, для них подобные сериалы – шок, думаю, они вообще не будут их смотреть. Запретить такие сериалы нельзя, можно ограничить по возрасту, предупредить, что лучше такое не смотреть тем, у кого слабая психика.
По словам эксперта, сейчас в мире происходит много событий, которые могут калечить психику – поэтому эффект от подобных сериалов может быть даже более негативным.
– Разрушены человеческие нормы, границы, эмоции в основном "отрицательные". И, например, люди, побывавшие на фронте, должны проходить терапию у психиатра или работать с психологами, чтобы не развилось посттравматическое расстройство. С другой стороны, запрещать подобные сериалы нет смысла. Тогда надо много чего запрещать, ведь нездоровая психика "реагирует" на всё.
Читайте также: