Дворянские усадьбы, рыбы и дворцы: станции 7-го пуска в 2023 году

Дворянские усадьбы, рыбы и дворцы: станции 7-го пуска в 2023 году
Фото: АО "Мосинжпроект" и Стройкомплекс Москвы
Станция "Варшавская"

Варшавская

Расположение: на пересечении Варшавского шоссе с Чонгарским бульваром.

"Варшавская" – станция бывшей Каховской линии, построенная в 1969 году. Для её включения в БКЛ была проведена реконструкция. Сохранён привычный архитектурный облик, однако добавлены некоторые декоративные элементы. К примеру, в дизайн станции удачно вписано новое архитектурное освещение. В подвесной потолок платформенного участка встроены конструкции со светодиодными панелями. Всего вместе с вестибюлями на «Варшавской» смонтировано 1224 светильника. На платформе станции находятся два типа колонн: исторические – те, что держат конструкцию, и колонны дымоудаления, которые появились после реконструкции. Они должны "поглощать" дым и вытягивать его через подплатформенные каналы в вентиляционную шахту. Всего таких колонн, расположенных на равном удалении друг от друга, на станции 16.

Рустам Черкесов:
"Три существующие станции, "Каховскую", "Каширскую" и "Варшавскую", реконструировали и включили в состав БКЛ, была полностью заменена их облицовка, но при этом исторический образ станций был сохранён".
Рустам Черкесов, генеральный директор ООО "Институт "Мосинжпроект"
Рустам Черкесов:

Каширская 

Расположение: на пересечении Каширского шоссе с улицей Маршала Шестопалова. 

Пересадка: на станцию "Каширская" Замоскворецкой линии.

Станция "Каширская"
Фото: АО "Мосинжпроект" и Стройкомплекс Москвы
Станция "Каширская"

"Каширская" – кросс-платформенная станция, объединяющая БКЛ с зелёной веткой. Она была также реконструирована. На платформенном участке осуществлён монтаж отреставрированных декоративных панно-барельефов на тему "Жизнь страны". Все художественные композиции, выполненные из листового алюминиевого сплава, заняли свои места на путевых стенах.

Кленовый бульвар

Расположение: в районе Нагатинский Затон вдоль Коломенской улицы у примыкания к ней Кленового бульвара. 

Пересадка: перспективная пересадка на Бирюлёвскую линию метро.

По замыслу архитекторов, художественный облик входных групп станции отсылает к стилистике Дворца царя Алексея Михайловича, расположенного поблизости в музее-заповеднике "Коломенское". Проект дизайна был выбран в ходе международного архитектурного конкурса. 

Станция "Кленовый бульвар"
Фото: АО "Мосинжпроект" и Стройкомплекс Москвы
Станция "Кленовый бульвар"

Для строительства "Кленового бульвара" был сооружён самый длинный котлован среди всех станций Большого кольца – 644 метра, поскольку здесь также расположился пункт техобслуживания подвижного состава. 

В ближайших планах – благоустройство прилегающих территорий площадью 10 га, из которых 5,7 га – зелёная зона, расположенная в том числе на территории сквера, ведущего к входу в метро.

Нагатинский Затон 

Расположение: на пересечении улиц Коломенская и Кленовый Бульвар. 

Станция "Нагатинский Затон"
Фото: АО "Мосинжпроект" и Стройкомплекс Москвы
Станция "Нагатинский Затон"

Станция "Нагатинский Затон" находится на полуострове рядом с Москвой-рекой и прилегающими водоёмами. При строительстве для защиты перегонных тоннелей от подземных вод и повышения прочностных параметров сооружения в их конструкции было создано дополнительное усиление в виде металлической изоляции, образующей своего рода трубу внутри тоннеля. 

В оформлении станции отражена водная тема. Её стены украшают реалистичные изображения рыб – обитателей рек Московского региона в целом и Нагатинского Затона в частности. Смонтировано 12 крупных мозаичных панно, выложенных из натурального камня. Они делают образ станции необычным, запоминающимся и позитивным.

Александр Трофимов:
«Для восточного участка Большой кольцевой линии характерны особые гидрогеологические условия, обводнённые грунты. Здесь, под Москвой-рекой, проложены самые протяжённые на БКЛ подводные тоннели. При работе в водонасыщенных грунтах мы использовали различные спецметоды. Например, при строительстве тоннелей, проходящих под водой, для обеспечения их дополнительной герметичности мы применяли металлоизоляцию. Таким образом, перегонные тоннели от станции "Нагатинский затон" до станций "Печатники" и "Кленовый бульвар" выполнены в сплошном металлическом контуре".
Александр Трофимов, директор проекта Восточный участок БКЛ, "МИПСТРОЙ 1"
Александр Трофимов:

Печатники

Расположение: севернее примыкания улицы Гурьянова к Шоссейной улице. 

Пересадка: на станцию "Печатники" Люблинско-Дмитровской линии. 

Станция "Печатники" строилась в сложных гидрогеологических условиях, в непосредственной близости от коллектора реки Нищенки и действующей станции салатовой линии метро. Здесь смонтировано 17 эскалаторов. Создаётся крупный транспортно-пересадочный узел, связывающий две станции метро и платформу МЦД-2, построено здание ОЗЭП. 

Станция "Печатники"
Станция "Текстильщики"

Текстильщики

Расположение: между Шоссейной улицей и Курским направлением МЖД.

Пересадка: на станцию "Текстильщики" Таганско-Краснопресненской линии метро.

Технической особенностью станции "Текстильщики", безусловно, является система с тепловым насосом, которая станет основным источником тепла для обогрева всего станционного комплекса. Такое решение в истории московского метро применяется впервые – обычно отопление станций метрополитена обеспечивается за счёт подключения к городским теплосетям. Данная система теплообогрева отвечает всем стандартам энергоэффективности: она работает за счёт использования тепла воздуха, забираемого из тоннелей, где круглый год сохраняется положительная температура.

Сергей Заусаев:
"Вдоль береговых платформ и по периметру пассажирской зоны вестибюлей станции смонтирована светодиодная лента общей протяжённостью 563 метра. В обычные дни она светится голубым светом, а в праздничные – в цветах триколора".
Сергей Заусаев, руководитель строительства, АО "Мосинжпроект"
Сергей Заусаев:

Сокольники

Расположение: Сокольническая площадь, у главного входа в парк «Сокольники».

Пересадка: на станцию "Сокольники" Сокольнической линии.

Станция "Сокольники"
Фото: АО "Мосинжпроект" и Стройкомплекс Москвы
Станция "Сокольники"

Возведение станции было осложнено очень плотной жилой застройкой в зоне строительства, а также близостью действующей станции "Сокольники" красной ветки метро. Оформление новой станции посвящено трудовым подвигам первых метростроителей. На путевых стенах, балконах и потолках размещены панели с изображением исторических фотографий и плакатов 1940–1950-х годов. В ходе благоустройства прилегающей территории на место вернули аллею к центральному входу в одноимённый парк. Уже полностью выполнены работы по мощению красным клинкерным кирпичом – выложено 1,14 га. Таким же материалом облицованы вентиляционные киоски. 

Рижская 

Расположение: Рижская площадь.

Пересадка: на станцию "Рижская" Калужско-Рижской линии.

Станция "Рижская"
Фото: АО "Мосинжпроект" и Стройкомплекс Москвы
Станция "Рижская"

"Рижская" – станция глубокого заложения. Она строилась закрытым способом на глубине 62 метров. Основным архитектурным элементом станции являются арочные порталы из нержавеющей стали со встроенной подсветкой. Всего в центральном зале платформенного участка смонтировано 16 таких порталов.

Роман Евтушенко:
"Уникальным объектом для всего БКЛ стала бывшая монтажно-демонтажная щитовая камера глубиной порядка 40 метров, расположенная рядом со станцией "Рижская". Ранее в круглом подземном сооружении диаметром 31,5 метра стартовали и финишировали тоннелепроходческие комплексы. Теперь в камере построено 9-этажное подземное здание, в котором разместили тягово-понизительную подстанцию мощностью 20 кВт, обслуживающую станцию "Рижская" и ряд служебных помещений".
Роман Евтушенко, директор проекта, Дивизион по строительству метро, АО "Мосинжпроект"
Роман Евтушенко:

Марьина Роща

Расположение: на пересечении Шереметьевской и 2-й улицы Марьиной Рощи.

Пересадка: на станцию "Марьина Роща" Люблинско-Дмитровской линии.

Станция "Марьина Роща"
Фото: АО "Мосинжпроект" и Стройкомплекс Москвы
Станция "Марьина Роща"

"Марьина Роща" – станция-рекордсменка, ставшая одной из наиболее сложных на северо-восточном участке Большого кольца. Построенная на глубине 72 метра, она вошла в топ-3 самых глубоких станций Москвы. Здесь смонтированы и самые длинные эскалаторы в столичной подземке – их длина 130 метров, и каждый насчитывает по 724 ступени по кругу. Утверждённый по итогам архитектурного конкурса дизайн отсылает к убранству дворянских усадеб. Наземный вестибюль станции является одним из крупнейших в Московском метрополитене.

Атлеты, офис, витражи: станции 1-го пуска БКЛ в 2018 году
Атлеты, офис, витражи: станции 1-го пуска БКЛ в 2018 году
В стиле loft: станция 2-го пуска БКЛ в 2018 году
В стиле loft: станция 2-го пуска БКЛ в 2018 году
Конструктор, самолёты и старинные гравюры: станции 3-го пуска БКЛ в 2020 году
Конструктор, самолёты и старинные гравюры: станции 3-го пуска БКЛ в 2020 году
Панорамные проёмы, галерея и панно: станция 4-го пуска БКЛ в 2020 году
Панорамные проёмы, галерея и панно: станция 4-го пуска БКЛ в 2020 году
Ополченцы Москвы и геометрия авангарда: станции 5-го пуска БКЛ в 2021 году
Ополченцы Москвы и геометрия авангарда: станции 5-го пуска БКЛ в 2021 году
От хай-тека до китайских орнаментов: станции 6-го пуска БКЛ в 2021 году
От хай-тека до китайских орнаментов: станции 6-го пуска БКЛ в 2021 году
Дворянские усадьбы, рыбы и дворцы: станции 7 пуска в 2023 году
Дворянские усадьбы, рыбы и дворцы: станции 7 пуска в 2023 году
Большая кольцевая линия: мегапроект, который войдёт в историю
Большая кольцевая линия: мегапроект, который войдёт в историю

Три факта о станциях БКЛ

  1. Дизайн шести станций БКЛ был выбран в ходе международных архитектурных конкурсов – это станции "Мнёвники", "Терехово", "Нагатинский Затон", "Кленовый бульвар", "Рижская" и "Марьина Роща".
  2. "Савёловская" стала первой станцией Московского метрополитена, построенной в стиле loft. На платформе пассажиры могут видеть её "скелет" – элементы отделки тоннеля, которые обычно скрыты под мрамором. К слову, "Савёловская" стала одной из самых фотографируемых среди новых станций метро, а один из снимков выиграл приз зрительских симпатий на Международном конкурсе фотографии "Искусство строительства 2019" (Art of Building).
  3. В 2022 году москвичам предложили выбрать самую красивую из 12 станций БКЛ – тех, что открылись в 2021-м. В голосовании приняли участие более 203 тысяч человек. В тройке лидеров оказались "Мичуринский проспект", "Новаторская" и "Аминьевская". Следом за ними в соответствии с набранными голосами идут "Каховская", "Проспект Вернадского", "Давыдково", "Народное Ополчение", "Мнёвники", "Терехово", "Воронцовская", "Зюзино" и "Кунцевская".