ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ

Душа – болезнь, любовь – её последствия. Роман "Мы" Евгения Замятина поставили на театральной сцене

В Центре им. Мейерхольда театр "Студия Свободы" представил премьеру спектакля "Мы" по антиутопии Евгения Замятина. Автор идеи и режиссёр – Иван Титов
D-503 и I-330 очень разные: он хочет счастья без свободы, она – свободы без счастья.
Фото предоставлено Театром "Студия Свободы"

О чём спектакль

Антиутопию Евгения Замятина "Мы" ранее практически не ставили на театральной сцене. Написанный в 1920 году роман был запрещён до 1988 года. Мотив тотального подавления государством свободной воли звучит смело и, увы, актуально во все времена. В спектакле Ивана Титова подкупает бережное отношение к тексту. Это тот самый случай, когда зритель, не читавший книгу, поймёт абсолютно всё и захочет хотя бы пролистать оригинальный текст.

Сюжет

Действие происходит в Едином Государстве, каждый шаг в нёс строго регламентирован.
Фото предоставлено Театром "Студия Свободы"

Действие происходит в Едином Государстве, где каждый шаг жителей строго регламентирован: имена заменили номерами, личные желания (слабости) запрещены, искусство должно прославлять Единое Государство (особенно стараются поэты), даже секс по талонам. Любовь тем более под запретом, как чувство, которое бередит душу. А душа здесь – серьёзная болезнь, и человека с душой следует изолировать от общества. Главный герой – D-503 – гениальный математик, создатель космического корабля ИНТЕГРАЛ, этой болезнью случайно заболел, неосмотрительно влюбившись в революционерку I-330.

Спектакль затрагивает сразу несколько пластов. Здесь и о том, как личное становится публичным, доносы – дисциплиной, и к чему это приводит. Спойлер: революция заканчивается разгромом (но не поражением). 

Вместо разрушенной стены строят новую, за которой теперь живут те же самые люди, но прошедшие "Великую операцию" по удалению фантазии.

Теперь ими легко управлять – и D-503 запросто сдаёт свою возлюбленную хранителям ЕГ, которые сами решат, что с ней делать. Понятно, что ничего хорошего I-330 не ждёт.

Впечатления

Несмотря на ощущение, что выхода из этой системы нет, режиссёр Иван Титов оставляет надежду. В финале молодая мама О-90 уводит маленького сына за пределы стены под песню Анны Герман "Надежда – мой компас земной". Ещё одно отличие от романа – образ Благодетеля, возглавляющего Единое Государство. У Замятина это пожилой, утомленный службой человек, который тоже зависит от системы. В спектакле – харизматичный лидер (Александр Белов), обладающий тем отрицательным обаянием и силой убеждения, которые нужны, чтобы управлять толпой. Здесь он как поводырь, ведущий за собой послушное стадо. Возможно, неслучайно его всюду сопровождает чёрный пёс – альтер эго Благодетеля.

D-503 (Вячеслав Тимербулатов) ставит разум превыше всего, но вдруг сталкивается с чувством, которое неподвластно разуму.
Фото предоставлено Театром "Студия Свободы"

Фишка:

Чёрный пёс выглядел не послушным, но преданным своему хозяину.
Фото предоставлено Театром "Студия Свободы"

Отдельного внимания заслуживают графика и видеоряд в формате 3D, погружающий зрителей в технологичный мегаполис –  пространство искусственно созданного благополучия. И музыка, создающая то напряжённую атмосферу, то, наоборот, разряжающая обстановку лёгкой мелодией. Свой отчаянный танец станцевал даже Благодетель.

Персонаж романа R-13 говорит: "Свобода без счастья или счастье без свободы, третьего не дано". На протяжении всей человеческой истории мы вынуждены делать выбор, потому что эти два понятия, видите ли, несовместимы. А может, дело вовсе не в том, что вышестоящие не предоставляют нам свободу, которой, к слову, сами не обладают. На мой взгляд, всё гораздо прозаичнее: наше рабское сознание всячески избегает и боится этой самой свободы, потому что проще, когда тебя всё-таки направляют. Так легче, спокойнее, надёжнее.
Иван Титов

Зрители говорят:

– Очень созвучно текущему моменту, у Замятина много параллелей с сегодняшним днём. Весь первый акт я сидела в напряжении, думала, чем всё это закончится. 

 – Местами на глаза наворачивались слёзы, здорово задевает.

–  Я сделала для себя выводы, какое это время. Это время Сергея Королёва, когда учёные работали в закрытых городах, и они в закрытом пространстве хорошо думали. Мне понравился спектакль. 

Читайте также: Посмотрели новый "Вишнёвый сад" и прониклись тенями, меланхолией и немного Богомоловым