О чём спектакль
Антиутопию Евгения Замятина "Мы" ранее практически не ставили на театральной сцене. Написанный в 1920 году роман был запрещён до 1988 года. Мотив тотального подавления государством свободной воли звучит смело и, увы, актуально во все времена. В спектакле Ивана Титова подкупает бережное отношение к тексту. Это тот самый случай, когда зритель, не читавший книгу, поймёт абсолютно всё и захочет хотя бы пролистать оригинальный текст.
Сюжет
Действие происходит в Едином Государстве, где каждый шаг жителей строго регламентирован: имена заменили номерами, личные желания (слабости) запрещены, искусство должно прославлять Единое Государство (особенно стараются поэты), даже секс по талонам. Любовь тем более под запретом, как чувство, которое бередит душу. А душа здесь – серьёзная болезнь, и человека с душой следует изолировать от общества. Главный герой – D-503 – гениальный математик, создатель космического корабля ИНТЕГРАЛ, этой болезнью случайно заболел, неосмотрительно влюбившись в революционерку I-330.
Спектакль затрагивает сразу несколько пластов. Здесь и о том, как личное становится публичным, доносы – дисциплиной, и к чему это приводит. Спойлер: революция заканчивается разгромом (но не поражением).
Вместо разрушенной стены строят новую, за которой теперь живут те же самые люди, но прошедшие "Великую операцию" по удалению фантазии.
Теперь ими легко управлять – и D-503 запросто сдаёт свою возлюбленную хранителям ЕГ, которые сами решат, что с ней делать. Понятно, что ничего хорошего I-330 не ждёт.
Впечатления
Несмотря на ощущение, что выхода из этой системы нет, режиссёр Иван Титов оставляет надежду. В финале молодая мама О-90 уводит маленького сына за пределы стены под песню Анны Герман "Надежда – мой компас земной". Ещё одно отличие от романа – образ Благодетеля, возглавляющего Единое Государство. У Замятина это пожилой, утомленный службой человек, который тоже зависит от системы. В спектакле – харизматичный лидер (Александр Белов), обладающий тем отрицательным обаянием и силой убеждения, которые нужны, чтобы управлять толпой. Здесь он как поводырь, ведущий за собой послушное стадо. Возможно, неслучайно его всюду сопровождает чёрный пёс – альтер эго Благодетеля.
Фишка:
Отдельного внимания заслуживают графика и видеоряд в формате 3D, погружающий зрителей в технологичный мегаполис – пространство искусственно созданного благополучия. И музыка, создающая то напряжённую атмосферу, то, наоборот, разряжающая обстановку лёгкой мелодией. Свой отчаянный танец станцевал даже Благодетель.
Персонаж романа R-13 говорит: "Свобода без счастья или счастье без свободы, третьего не дано". На протяжении всей человеческой истории мы вынуждены делать выбор, потому что эти два понятия, видите ли, несовместимы. А может, дело вовсе не в том, что вышестоящие не предоставляют нам свободу, которой, к слову, сами не обладают. На мой взгляд, всё гораздо прозаичнее: наше рабское сознание всячески избегает и боится этой самой свободы, потому что проще, когда тебя всё-таки направляют. Так легче, спокойнее, надёжнее. Иван Титов
Зрители говорят:
– Очень созвучно текущему моменту, у Замятина много параллелей с сегодняшним днём. Весь первый акт я сидела в напряжении, думала, чем всё это закончится.
– Местами на глаза наворачивались слёзы, здорово задевает.
– Я сделала для себя выводы, какое это время. Это время Сергея Королёва, когда учёные работали в закрытых городах, и они в закрытом пространстве хорошо думали. Мне понравился спектакль.