Решение отозвать фетву было принято в связи с появившейся в СМИ информацией о представлении Генпрокуратуры, а также из-за "реакции российской общественности". Об этом в своём телеграм-канале написал председатель совета Шамиль Аляутдинов.
Речь идёт о заключении совета улемов ДУМа РФ от 17 декабря о "Проблематике многожёнства в мусульманском сообществе России", разрешающем его при условии, если мужчина будет одинаково относиться ко всем супругам. Зампред Совета улемов (учёных-богословов), муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов уточнял, что речь шла о возможности заключения мужчиной одновременно второго, третьего или даже четвёртого религиозных браков. Такую меру муфтий назвал допустимой, в том числе если супруга не способна к деторождению по состоянию здоровья.
21 декабря председатель Духовного управления мусульман РФ, главный муфтий шейх Равиль Гайнутдин заявил, что принятие фетвы нельзя трактовать как "вторжение в сферу светского законодательства", так как имеется в виду именно религиозный брак, а не брак, зарегистрированный в органах ЗАГС.
Разрозненный ислам
Конкретно этот вопрос не породил широкого обсуждения среди мусульманских духовников в России, как это обычно бывает с другими предложениями, хотя мнений на этот вопрос может быть множество, отметил в беседе с Metro исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета, доктор исторических наук Роман Силантьев:
— Совет улемов постоянно делает какие-то провокационные заявления. Несколько лет назад они запретили мусульманам их богословской школы вступать в браки с христианскими иудейками, хотя этот вопрос уже давно был решён. Но они влезли и породили скандал. За это их подвергли критике другие мусульманские организации. В этот раз духовные лидеры просто не обратили никакого внимания на выдвинутую фетву, настолько им надоел Гайнутдин.
Но к кому же мусульманин в России должен прислушаться? В плане ислама Россия — полицентричная страна, отметил Силантьев. Всего насчитывается порядка девяти крупных центров и нескольких мелких. Отношение к многожёнству и многим другим вопросам зависит даже не от организации, а от конкретных имамов. Каждый выбирает сам, кого он хочет слушать.
— В России для мусульман нет какого-то единого центра принятия решений и никогда не было. Всё децентрализовано. Часто между организациями или имамами возникают споры. Бывает, что по каким-то вопросам так и не приходят к единому мнению. И каждый мусульманин волен выбирать сам, к кому прислушиваться, исходя из личных предпочтений. Разве что это может зависеть от географии. Если человек дагестанец, он, скорее всего, будет ориентироваться на муфтия Дагестана. Если он живёт в Татарстане, наверное, он прислушается к муфтию Татарстана. Но чтобы быть максимально приближенным к настоящему положению дел, опираться возможно разве что на Конституцию или Уголовный кодекс.
Центра нет
В некоторых странах действительно присутствует единый мусульманский закон, отметил эксперт. Так, например, сложилось в Турции, Саудовской Аравии или Иране. На постсоветском пространстве — это Азер­байджан.
— А в Индии, Индонезии, в странах Западной Европы, в Америке могут быть сотни мусульманских центров. Но по миру, грубо говоря, единого центра принятия решений в принципе не существует. На Земле нет религиозного центра для мусульман по типу Ватикана как центра Католической церкви. Как закончилась эпоха праведных халифов в 661 году, так и закончилось единство исламской цивилизации.