Для выставки куратор Катрин Борисов отобрала более 50 фотографий: это снимки 1980–90-х годов, принёсшие известность автору, а также новые работы, которые раньше не выставлялись.
Сергея Борисова называют летописцем андеграунда: в его мастерской "Студия 50А" собирались герои ленинградского рока и московского концептуализма, музыканты, поэты, художники. В каждой фотографии передан "дух времени" – важное для него понятие, выражающее суть искусства фотографии.
– Многие смотрят на фотографию как на фиксирование жизни, но это не совсем так. Даже когда я фотографирую людей в студии, это не просто портрет человека, в нём отражается дух времени. И например, красивая девушка XX века очень отличается от красивой девушки XXI века. Я не могу точно сказать, в чём принципиальное отличие, моё дело – его показать, – сказал Сергей Борисов.
По просьбе Metro фотограф Сергей Борисов рассказал историю своих фотографий, сейчас уже ставших культовыми, – как достоверный образ эпохи, и ждущей, и требующей перемен.
Полёт, 1988
Эта фотография получила всемирную известность в 1994 году: её выбрала принцесса Диана для благотворительной выставки Positive View в Галерее Саатчи в Лондоне. Диана сама выбрала 15 работ разных фотографов со всего мира из 100 присланных. Потом "Полёт" был продан на аукционе Sotheby’s.
– Мне было очень приятно, что в каталоге к выставке мой снимок поместили на одном развороте с работой легендарного фотографа Жак-Анри Лартига, – признался Сергей Борисов.
"В полёте" у гостиницы "Украина" запечатлён художник Гия Абрамишвили, участник арт-группы "Чемпионы мира".
– А мальчик – это случайный зритель. На моих фотографиях иногда появляются случайные зрители, особенно наблюдать за процессом съёмки любят дети, – добавил фотограф
Гласность и Перестройка, 1986
– В 1980-х жил я на проезде Шокальского. Это за метро "Медведково". Или в Медведково, за метро "Бабушкинская", в общем, на краю географии. Добираться до студии на Знаменке, тогда она называлась улица Фрунзе, мне на машине удавалось минут за 50. Это потому, что я ездил не в час пик. Сколько сейчас добираются люди, даже боюсь спрашивать. Ну вот, еду я себе, чертыхаюсь, отмахиваюсь от истеричных гудков обгоняемых машин. Вдруг впереди вижу грузовик с двумя замотанными в крафт-бумагу фигурами, одинаковыми. Намётанным глазом по гордой посадке головы определил, что это поясные скульптуры Ленина. Одинаковые – значит, с какого-то комбината изоискусств.
Напомню, идёт 1986 год. Горбачёв объявил перестройку и гласность, по ТВ ставят вопрос о целесообразности коммунистического пути развития, а где-то продолжают штамповать Лениных. Заряжаю на светофоре аппарат и продолжаю следовать за грузовиком. Народ вокруг не обращает внимания на привычную картинку. Не Христа же статую везут. Наконец на очередном светофоре выскакиваю с фотоаппаратом и успеваю сделать несколько снимков. На одной выставке в Цюрихе посетители спросили меня про эту работу: "Что здесь происходит? Это заложники?" А ведь именно в Цюрихе великий вождь и учитель, попивая в кафе пивко, готовил революцию в России. Хотел я им всё объяснить, но, посетовав, что плохо знаю иностранные языки, просто сказал: "Йес".
Акробат, 1993
– В 1993 году, когда во всём мире уже кончился век больших пластинок, я получил заказ на оформление LP-пластинки "Морячка" для Олега Газманова. Гонорар объявили до неприличия маленький, но я согласился, договорившись с Олегом, что он за это снимется для моих творческих нужд. Правда, я побоялся сразу сказать ему, что нам придётся нелегально подниматься на "Рабочего и колхозницу". У меня давно была мысль кого-нибудь там сфотографировать, но дело в том, что вход был закрыт хотя и на полусломанный, но всё же замок. И подниматься надо было по ржавой и скользкой лестнице. Мои опасения были напрасны. Олег сразу загорелся мыслью там сняться. Кроме того, оказалось, что он был профессиональным акробатом, а с ним и милиция была не страшна.
Танюшка, 1987
– Она была парикмахершей. Поведением ничуть не отличалась от своих коллег, разве что была развязнее других. При малознакомых людях рассказывала пикантности из своей сексуальной жизни. Скорее всего, выдуманные, чтобы проверить реакцию. Но как она чувствовала кадр! Из 36 кадров в плёнке минимум 20 были в десятку. Она оживила всю коллекцию дизайнера Кати Филипповой, хотя та воротила нос: "Не люблю шлюх". К сожалению, она недолго была моей моделью. В конце 1987-го вышла замуж за жандарма из французского посольства. Через несколько лет одна из её подруг сказала мне, что она живёт в 120 км от Парижа и у неё двое детей. Видимо, плохое знание французского помогло ей сохранить благочиние.
Па-де-де, 2016
– Я опять хожу в Большой театр. Раньше я, конечно, тоже ходил. Например, на премьеру "Анны Карениной" в 1980 году. Билет тогда подарил мне Мариус Лиепа. В тот раз, так как я сидел в первом ряду, мне довелось воочию познать, что такое "клака" (группа людей, нанятых для аплодирования или освистывания спектакля). Спасибо Мариусу. С тех пор я много лет не ходил в Большой. И вообще как-то охладел к балету, а оперы никогда не любил. Но моя неприязнь никогда не относились к зданию Большого театра и площади перед ним. Хотя насчёт площади надо уточнить. Я её любил и люблю, но последние годы, скорее, ей сочувствую. Как, впрочем, и всему московскому центру, "украшаемому" провинциалами, мстящими Москве за её очевидное превосходство над провинцией. Но вот этим лебедятам, которые, видимо, были призваны изуродовать благородный облик Большого, я попытался придать ироническую интонацию. Кажется, это получилось. Поэтому я с чувством выполненного долга перед театром пошёл туда и с удовольствием посмотрел "Спартак" с молодыми исполнителями.