Снимать фильм о женщинах-лётчицах в годы Второй мировой войны Алексей Герман – младший решился не сразу:
– Когда мне предложили делать этот фильм, я долго боялся браться за него, потому что не очень понимал, как это технически сделать. Я очень не хотел быть в русле этой длинной череды наших блокбастеров про разные образцы военной техники. Потому что я не во всех этих фильмах уверен, что их надо было делать так. Некоторые меня смущают эстетически, и мне казалось неправильным идти по этому пути, но потом я подумал, почему нет? Надо попробовать просто делать иначе.
Работа над картиной длилась больше трёх лет. Сложности были погодные, технические, длительная "остановка" случилась из-за ковида, которая повлекла за собой большие финансовые потери:
– Этот фильм – одни сплошные сложности. Начиная с летающих самолётов, нужных нам. "Живых" "яков"-1б, которые мы снимали, не сохранилось, хоть и было очень много выпущено. То есть надо было по чертежам восстанавливать, по фотографиям. Приходилось самим строить. Мы не смогли из-за ковида снять настоящие самолёты за границей. Причём мы их нашли, но не смогли снять. Пришлось полностью переделывать технологию съёмок, – рассказал Герман. – Лене Окопной – художнику по костюмам и художнику-постановщику пришлось – воссоздавать фактически все костюмы того времени, создавать целиком, начиная с пряжи. Потом из этой пряжи делались нитки, и дальше шились гимнастёрки и лётные комбинезоны. Потому что на тот момент, когда мы начинали снимать, у нас не было приемлемых образцов военного костюма нужной нам номенклатуры. У нас были реплики, но они были очень условные.
Для съёмок были воссозданы советские и немецкие полевые аэродромы, интерьеры Эрмитажа во время блокады и множество других объектов.
Натурные съёмки проходили в Ленинградской, Саратовской и Нижегородской областях, а также в Карелии.
– Погода была тяжёлая. У нас постоянно были аварийные посадки у самолётов, на которых стояли камеры, – современных, не исторических. Нас сносили шторма. Мы должны были снимать зимой, думали, что встанет лёд на Финском заливе, а лёд не встал. Из-за постоянных штормов не было снега. Нам приходилось везти за сотни километров от Питера танки, чтобы создать Сталинград, – вспоминает режиссёр.
В ходе съёмок сцен воздушных боёв в павильоне "Главкино" был построен самый большой в России LED-экран, который по размерам был сопоставим с четырёхэтажным домом, также помимо основного экрана в съёмках применялись потолочные, подкатные и подвесные экраны, общая площадь которых составила более 800 кв. м.
– Так что мы себе поставили достаточно высокую планку при бюджете раз в 10 раз меньше, чем у американских или китайских фильмов, которые посвящены авиации.
По словам режиссёра, сам сюжет, в центре которого – история про молодых лётчиц, попадающих в смешанный авиационный полк и наряду с мужчинами сражающихся с противником, выдуман:
– Это не основано ни на каких событиях. То есть, по сути, это, конечно, всё могло быть. Девушки-лётчицы, которые не только бомбардировщики, но и истребители, – они были, сбивали немецкие самолёты, героически воевали. Но мы не претендуем на то, когда пишут: "Фильм основан на реальных событиях". Я в это не очень верю. У нас до сих пор есть просто огромный пласт неисследованной войны, и в том числе, кстати, авиации. Мы очень многое изучили, но, если честно, важны какие-то эмоции, сопереживание. Фильм как-то должен вести за собой. Кино ведь всё равно – это вымысел.
ДОСЬЕ:Режиссёр: Алексей Герман – младший Сценаристы: Елена Киселёва, Алексей Герман – младший В ролях: Сергей Безруков, Елена Лядова, Антон Шагин, Аглая Тарасова, Анастасия Талызина, Кристина Лапшина, Кристина Исайкина-Бергер, Мария Мельникова и др.