На выставке "Путь бриллианта" в Государственном историческом музее обращают на себя внимание украшения, созданные по эскизам фирмы Карла Фаберже. За 30 лет существования его предприятия сформировался внушительный архив рисунков, которые так и не были воплощены в жизнь. Сейчас альбом с 1289 эскизами хранится в Эрмитаже, в собрании фонда драгоценных металлов отдела истории русской культуры.
– Реставрации альбома рисунков фирмы Карла Фаберже содействовала крупная российская ювелирная компания, – рассказывает Metro экскурсовод выставки в Историческом музее Лаура Аргун. – И они решили провести удивительный эксперимент – создать украшения по нереализованным эскизам дизайнеров фирмы.
Среди воссозданных изделий обращают на себя внимание украшения с мотивами снежинок. Идея сделать снежинки темой драгоценностей Фаберже принадлежит единственной работавшей в фирме женщине – дизайнеру Альме Пиль.
Альма Пиль родилась в 1888 году в Москве в семье потомков двух династий ювелиров – Пиль и Хольмстрём. В 20 лет она стала работать в мастерской своего дяди Альберта Хольмстрёма, ведущего ювелира фирмы Карла Фаберже. Со временем оригинальные идеи Альмы нашли признание, и она стала полноправным художником-дизайнером фирмы Фаберже. Её главным достижением считаются проекты для двух императорских пасхальных яиц – "Зимнее" 1913 года и "Мозаичное" 1914 года.
– Рабочий стол Альмы Пиль в мастерской стоял возле окна, на котором часто появлялись морозные узоры, – рассказывает Metro экскурсовод выставки в Историческом музее Лаура Аргун. – Она обратила внимание, что ни одна из снежинок не повторяется, и вскоре в её рабочем альбоме появились зарисовки зимних узоров.
Эти зимние мотивы особенно понравились крупному нефтепромышленнику и инженеру Эммануилу Нобелю – одному из лучших и постоянных клиентов Карла Фаберже. Он происходил из прославленной шведской династии и был племянником Альфреда Нобеля, изобретателя динамита и основателя Нобелевской премии.
Зимой 1911 года Нобель заглянул к Фаберже в мастерскую на Большой Морской в Петербурге, намереваясь срочно заказать небольшие драгоценные броши для торжественного приёма. Нефтепромышленник был известен такими приёмами, на которых каждый из гостей, развернув свою салфетку, мог обнаружить в ней драгоценную вещь. Он поставил условие, чтобы дизайн украшений был абсолютно оригинальным и новым. И Альма Пиль в очень короткий срок разработала для Нобеля специальный "зимний" дизайн, в котором сочетание горного хрусталя, платины и алмазных "роз" создавало иллюзию сверкающего морозного узора. Всего по рисункам художницы для приёма Нобеля в мастерских Фаберже создали 37 оригинальных "зимних" брошей.
– Заказчик был так очарован этими произведениями (они напоминали о северном шведском происхождении семьи Нобелей), что даже приобрёл эксклюзивное право на дизайн Альмы Пиль, который получил название "Морозные узоры", – рассказали Metro в пресс-службе Музея Фаберже. – И впоследствии по его заказу фирмой Фаберже было исполнено множество "зимних" украшений и аксессуаров, в том числе пасхальное яйцо "Ледяное" 1914 года по эскизу Альмы Пиль.
Среди таких "зимних" драгоценностей был и колье-браслет, который сейчас украшает собрание Музея Фаберже. Изделие было подарено Нобелем мачехе и выполнено по случаю 50-летия механических заводов в Санкт-Петербурге.
– Многие из драгоценностей с дизайном "морозные узоры", сделанные для Эммануила Нобеля, "разлетелись" в качестве подарков по всей Европе и Северной Америке, – добавляют в пресс-службе Музея Фаберже. – И нередко крышку футляра ювелирного изделия украшала трогательная надпись: "Снежинка из России".