Мимо семиэтажного дома на пересечении Велозаводской и Новоостаповской улиц пройти действительно сложно. Всему виной – гигантская арка, выглядящая как портал в другой мир, возникший прямо посередине здания. О создании этого необычного строения Metro расспросило историка архитектуры Николая Васильева.
История
Автором здания является знаменитый архитектор Игнатий Милинис, принимавший участие в создании Дома Наркомфина и Дома-коммуны на Гоголевском бульваре.
Построенный в 1937 году дом на Велозаводской должен был играть особую роль – быть открывающей парадной постройкой целого квартала.
– В 1934–35 годах была разработана большая строительная программа Пролетарского района, – рассказывает Metro Николай Васильев. – В неё входил гигантский проект по застройке местности от Новоостаповской улицы до Велозаводского рынка, состоящий из нескольких жилых комплексов.
Полностью реализовать проект не дала Великая Отечественная война. Но был построен шестиподъездный кирпичный жилой дом, предназначенный для сотрудников Завода имени Лихачёва и их семей.
Архитектура и дизайн
– Во второй половине 1930-х годов происходили заметные изменения в стилистике советской архитектуры, – говорит эксперт. – Поэтому в здании на Велозаводской можно увидеть элементы не только отмирающего в то время конструктивизма, но и пришедшего ему на смену ар-деко с монументальными украшениями, округлыми колоннами, бетонными цветочницами.
Но, конечно, главная отличительная деталь здания – впечатляющая арка, одна из самых больших в Москве.
– Она несёт в себе не только декоративную функцию, но и даёт психологический эффект, – объясняет Николай Васильев. – Во-первых, арка служит переходом в другое пространство. Из небольшого дворика жители дома попадали на шумный проспект, и к этому переходу нужно внутренне подготовиться. Во-вторых, арка выходит на запад, поэтому солнце светит вечером во двор, делая его более уютным, манящим после рабочего дня, что тоже является важным архитектурным решением.
К числу жилищных удобств заводского дома можно отнести внушительный метраж квартир, трёхметровую высоту потолков и двустороннюю планировку.
– На одной лестничной площадке расположены по две квартиры, максимальное количество комнат в каждой 6, – объясняет Николай. – Окна в квартирах выходят на две стороны, это даёт лучшее освещение и позволяет делать сквозное проветривание.
Часть квартир имели лоджии, часть – балконы. И изначально балконы не имели межквартирных перегородок – актуально для 30-х и архаично и даже шокирующе для современных москвичей, вряд ли желающих увидеть на своём балконе делающих променад соседей.
Новое поколение
Чтобы самим оценить внутреннее убранство столь интересного дома, нам с фотографом пришлось потоптаться у закрытых подъездов всего лишь минут 10. Далее во дворе появился мотоциклист, который, сняв шлем, оказался миловидной девушкой. Как выяснилось, она живёт в этом доме с рождения, а её дедушка был помощником Лихачёва. В гости к себе новая знакомая не пригласила, зато по чату вызвала "старшего по дому".
"Старшим" оказался симпатичный парень по имени Павел, представитель уже нового поколения жителей – его родители купили квартиру в доме Милиниса в 1997 году, за месяц до рождения сына. Павел привёл с собой соседку, которая снимает комнату на верхнем этаже с выходом на открытую веранду над аркой и которая любезно предложила зайти.
В реальности квартира мне не показалась светлой, как описывал историк, скорее удивила планировкой. Просторная прихожая, приличная по размерам кухня, покрытие пола которой исторически разделено на секции. Камень – для рабочей зоны у плиты, паркет – где раньше стоял обеденный стол.
Санузел в квартире раздельный, причём туалет размером метр на метр, ванная комната очень узкая, зато имеет окно на улицу. Но, конечно, самые сильные впечатления произвела на нас прогулка по веранде.
– Это пространство считается лестничной площадкой, доступ к ней есть лишь у владельцев квартир на верхнем этаже, – объяснил Павел, в то время как мы любовались панорамой. – Раньше тут можно было увидеть Арбат, но сейчас всё закрывают новые небоскрёбы.