Переносимся в дом 5, который известен как Дом архитекторов!
Это здание невозможно не заметить. 12-этажное массивное строение в форме полукруга высится над левым берегом Москвы-реки. Оно появилось здесь в 1938 году в рамках реконструкции Ростовской и Смоленской набережных. Автором проекта был знаменитый Алексей Щусев, построивший Мавзолей на Красной площади, Казанский вокзал, станцию метро "Комсомольская-кольцевая".
С конца XVII века тут стояла красивая Благовещенская церковь. Союз архитекторов СССР задумал возвести на этом участке дом для своих членов, число которых постоянно увеличивалось. Храм тогда чудом избежал сноса. Чтобы сохранить уникальный памятник русского зодчества, Щусев решил строить не прямой дом, а полукольцо, которое огибало бы церковь с тыльной стороны.
– Изначально в новом здании планировались колоннады, много декора, – рассказал Metro Константин Полещук, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея Москвы. – Из-за недостатка средств зодчий построил несколько обеднённый вариант. При этом дом стал очень удачным фоном, эдаким занавесом для храма, совершенно не подавляя его, а напротив, дополняя.
Более 20 лет здание в стиле сталинского ампира и старинная церквушка мирно соседствовали друг с другом. Но при Хрущёве её всё же разрушили.
Тогда же, в начале 60-х, к зданию пристроили "крылья". При взгляде издалека кажется, что это единый архитектурный ансамбль. На деле же к щусевскому творению "прилеплены" два обычных, безликих дома из бежевого кирпича.
Расположение дома оказалось невероятно удачным. В 10 минутах ходьбы – Садовое кольцо, Арбат и станция метро "Смоленская" (её открыли в 1935-м). Относительно близко Воробьёвы (в ту пору Ленинские) горы. Особенно престижным считалось получить квартиру, окна которой выходят на западную сторону: отсюда превосходный вид на Москву-реку, Бородинский мост, Киевский вокзал.
Впрочем, сегодня не все жители в восторге от близости реки: с проходящих ночью теплоходов то и дело слышна громкая музыка.
В доме предусмотрели квартиры разного уровня комфорта, включая пятикомнатные. Но они, как правило, были коммунальными. Несколько коммуналок сохранились здесь по сей день, расположены эти пережитки прошлого в основном на первом этаже.
Кстати, планировка многих квартир изменилась ещё в советские годы.
– Члены Союза архитекторов, въехав в дом, принялись переделывать жильё в соответствии со своими архитектурными вкусами, – рассказывает москвовед Владимир Малафеев, живущий по соседству, в Ружейном переулке, и работающий почтальоном в Хамовниках. – Одному хотелось выпрямить изнутри дугообразную стену, другому перестроить балкон, третьему – объединить две комнаты в одну. В общем, внутри дома от задумок Щусева осталось уже не так много. Зато снаружи он почти не изменился. Только кондиционеры немного портят картину.
В доме квартировали прославленные архитекторы: создатель Дома Наркомфина Моисей Гинзбург, автор проекта Северного речного вокзала Владимир Кринский и другие.
Одна из мемориальных табличек, установленных на фасаде дома, посвящена маршалу артиллерии, Герою Советского Союза Василию Казакову (жил здесь с 1950 по 1968 год). Именно он предложил использование комбинированных противотанковых рубежей – эта тактика помогла остановить продвижение немецких танков на Москву.
Много лет в доме прожили лингвист Дитмар Розенталь, автор известного учебника по русскому языку, Мария Юдина, которую называли любимой пианисткой Сталина, члены Совета министров СССР.
– В четвёртом подъезде, в квартире 58, после возвращения из Германии жил у друзей писатель Владимир Войнович, – вспоминает Малафеев. – На этот адрес ему от поклонников шли письма: я лично выдавал их Владимиру Николаевичу на почте.
Дом архитекторов засветился и в кино. Именно здесь у золовки останавливается Нюра, героиня Татьяны Дорониной в советской мелодраме "Три тополя на Плющихе". Сам дом и уютный дворик, где для съёмок построили кафе "Три тополя", появляются в фильме не раз.