Когда-то этот отрезок Ленинского проспекта назывался Большой Калужской улицей – неподалёку располагалась Калужская застава, служившая юго-западным въездом в город. В 1939 году в связи со скорым открытием Внуковского аэродрома, к которому вела улица, решено было придать ей облик парадной магистрали. Здесь началось возведение 11 крупных жилых домов.
Проектировщики использовали новый поточно-скоростной метод. "Суть его заключалась в максимальной унификации планировки жилых секций и строительных деталей, чётком графике этапов строительства, при котором каждая бригада, завершив дела по своей специальности на очередном корпусе, переходила на следующий, где для неё уже был подготовлен фронт работ, – объясняет Алексей Рогачёв в книге "Проспекты советской Москвы". – Землекопы, вырыв котлован первого дома, принимались за рытьё соседнего, а им на смену приходили каменщики, которые, в свою очередь, уступали место отделочникам".
Благодаря этому методу один дом строился 7–8 месяцев – для той эпохи срок невероятный! Типизация деталей не означала одинаковости фасадов зданий. К тому же проектирование доверили трём разным зодчим: Дмитрию Чечулину, Аркадию Мордвинову и Георгию Гольцу.
Именно Гольц построил дом 22. Георгий Павлович был ещё и видным театральным художником, это нашло отражение в проекте здания, которое выделяется среди соседствующих с ним "собратьев". Диагональный орнамент под окнами трёх верхних этажей и сильно выступающий карниз по краю кровли с имитацией черепичного покрытия оживляли центральный фасад. Ряд элементов, в частности росписи Михаила Оленёва в виде вьющихся растений и ажурные балконные ограждения, увы, были утрачены при последующих ремонтах.
А вот аттик (декоративный выступ над карнизом), по форме напоминающий кокошник, сохранился. Там красуется керамический барельеф "Изобилие" с фигурами матери и детей, несущих фрукты и цветы. Венчает его скульптурное изображение пшеничных снопов.
"Казалось, дом посвящён только что открывшейся ВСХВ, так светел и радостен был он по колористике", – отмечается в издании "Памятники архитектуры Москвы".
У дома изначально было очень завидное расположение. Двор примыкал к Нескучному саду и парку Горького, которые чуть ранее пережили масштабную реконструкцию и официально стали главной зелёной артерией столицы.
На цокольном этаже открылся магазин "Овощи – фрукты". По задумке проектировщиков, это как бы развивало тему декора, характерную для ансамбля ВСХВ, в создании которого участвовали почти все авторы дома. Старожилы вспоминают, что в советские годы это был едва ли не главный "овощной" столицы – сюда съезжались со всего города за дефицитными бананами, гранатами и айвой.
В самих квартирах предусмотрели трёхметровые потолки, просторные кухни, холодильный шкаф под окном. В ту пору немало было в доме и "коммуналок".
– Мои бабушка с дедушкой переехали сюда из полуподвала в Марьиной Роще, – рассказывает Татьяна из 3-го подъезда. – Им дали одну комнату в квартире, где жили три семьи. Потом народ стал разъезжаться, в результате удалось заполучить и остальные комнаты. Недавно в доме сделали капремонт, но проблем всё равно хватает: трубы сильно засорены, то и дело проблемы с водой. Ходят слухи, что между нами и Нескучным садом поставят новый жилой дом. В 90-е он уже чуть не появился, начали рыть котлован. Жители подняли шум, перекрывали Ленинский проспект. В итоге решение отменили. К тому же выяснилось, что на месте стройки – сплошь плавуны. Даже наш дом немного повело.
Неподалёку, в здании Александринского летнего дворца, размещался Президиум Академии наук СССР (он перебрался сюда в 1936 году из Ленинграда). Неудивительно, что в доме с кокошником квартировали многие известные учёные. Одним из первых его жителей стал профессор Борис Вейсброд. Он получил известность как один из организаторов в Москве института неотложной помощи, а также личный врач Ленина.
– Академия наук долгое время порывалась переселить всех жильцов и сделать в нашем доме академическую гостиницу, – продолжает Татьяна. – Слава богу, идея осталась на бумаге.
Немало жило здесь и номенклатурных работников. По сей день в ряде источников здание фигурирует как Жилой дом Моссовета (высший орган государственной власти в городе с 1917 по 1993 год).
А ещё он засветился в известной комедии 1941 года "Сердца четырёх". Дом появляется в кадре, когда Галя, героиня Валентины Серовой, садится на велосипед и спешит за троллейбусом, на котором уехала её сестра Шура.