К реставрации легендарного Дома Мельникова приступят уже в этом месяце. Готовились к ней долгих 4 года: провели масштабное обследование, затем архитектурное бюро "Рождественка" составило проект реставрации.
— Памятник очень деликатный, но мы сохраним его аутентичным и "живым", — пообещала директор Музея архитектуры Наталья Шашкова.
Эта реставрация будет не совсем обычной: из-за многолетнего накала общественного интереса к Дому Мельникова все её этапы решили сделать максимально прозрачными для всех любителей архитектуры. Для этого создали наблюдательный совет, в который вошли архитекторы, реставраторы и все потомки зодчего Константина Мельникова. Во дворе дома даже построят мастерскую, в которой будут реставрировать все элементы, — чтобы ни один из них не покидал его территории.
Возглавила наблюдательный совет директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Елизавета Лихачёва, много лет изучавшая Дом Мельникова.
Реставрацию планируют завершить к столетию объекта, который строился в 1927–1929 годах. Сумму работ пока оценивают в 80 млн рублей — все расходы как меценат взяла на себя ПАО "Группа ЛСР".
— Мы не хотим сделать дом новым, это невозможно — мы хотим его сохранить, — подчеркнула Елизавета Лихачёва.
Именно поэтому после реставрации в здание не будут пускать посетителей больше, чем это было до неё — попасть на экскурсию смогут по-прежнему не более 5 человек в день.
— Наша задача — сохранить максимальное число подлинных элементов конструкции дома, — отметила Лихачёва. В их перечне даже запах мастики, которой при жизни архитектора в доме покрывали полы.
Наринэ Тютчева, руководитель архитектурного бюро "Рождественка" — автора проекта реставрации Дома Мельникова — рассказала, что в результате проведённого анализа архитекторы пришли к выводу, что "должны делать то, чего не должны делать".
— Мы хотим, чтобы дом производил такое впечатление, будто хозяева из него не уходили, — отметила она.
В ходе работ придётся решать проблемы, связанные с кровлей и воотведением, а также устранить последствия применённых в ходе реставрации 1990-х годов цементных штукатурок, которые начали разрушаться. Одна из самых серьёзных, по словам Тютчевой, задач связана с поддержанием оптимальных для сохранности дома показателей температуры и влажности воздуха. Есть и не совсем обычные трудности — например, выросшее перед окном дерево, вода с веток которого течёт на нижнюю балку витража. Радует, что дому не грозят проблемы, связанные с деформациями и усадкой грунта — их нет.
Дом Мельникова был задуман как экспериментальный: инновационная для своего времени форма была воплощена при помощи очень традиционных материалов — кирпича и дерева. Из-за экспериментальных решений архитектора возникли уникальные вызовы, которые надо решать аналогичным уникальным образом, говорят реставраторы. Одними из решений проблем станут усиление перекрытий, работа с фасадом, восстановление колористики комнат, перезапуск тепловой системы в том виде, как она была задумана её автором.
— Нам всем придётся стать немножко Константином Мельниковым, — подводит итог Елизавета Лихачёва.