Буквально накануне думала: "На что же ещё способна кисть в руках мастера?" Но в итоге пришла к совсем другому вопросу: "Что будет, если не давать мастеру кисти вовсе?" Ответ: появится новое поколение художников – представителей так называемого "фиджитал-искусства", совмещающего в себе физический экспонат и его цифровой облик.
Именно это желание отойти от классики – картин маслом и бронзовых скульптур – и увидеть что-то совсем новое, непривычное и даже сумасшедше смелое привело меня в удивительное арт-пространство VS Gallery на улице Малая Ордынка. Зайдя туда, я будто попала в другую вселенную (или даже её мета-версию).
В новой галерее обитают 4 творца-резидента: Ринат Абдрахманов, Кирилл Рейв, Данил Карамушкин и виновница торжества необычных моделей и форм – Юлия Низамутдинова, известная также под псевдонимом Julia Cyberflora. Именно на её персональной выставке "Alius" я побывала и осталась под впечатлением.
Сама от себя не ожидала, но я просто, как ребёнок, замерла перед её странным экспонатом – большим красным спрутом с гипнотически движущимися чёрными щупальцами. От него невозможно было отвести глаз! Интересно, почему для нас так притягательно нечто потустороннее – или, как принято говорить среди здешних творцов, "иное"?
Почему дети любят играть с фигурками зубастых монстров и свирепых динозавров, а взрослые заедать попкорном свой страх на фильмах ужасов? Наверное, в этом природа любознательности человека – хотим изведать то, чему в реальном мире места нет. А вдобавок это парадоксальный способ снять напряжение – испугаться, чтобы успокоиться, ведь чёрные щупальца до нас никогда не дотянутся… Правда же, никогда? – Мария Бутина, Депутат Государственной Думы от Кировской области, член Комитета по международным делам
Пока спрут пытался овладеть моим сознанием, я искала ответ ещё на один вопрос: что передо мной – захватывающий аттракцион, созданный нейросетью, или произведение искусства? Если такого монстра печатает 3D принтер, и, может быть, даже по "задумке" умного алгоритма, кто тогда художник – искусственный интеллект (ИИ) или всё-таки человек?
Когда я училась в американском университете, нам читали один интересный курс – "Этика искусственного интеллекта". Преподаватель однажды выдвинул тезис, что ИИ может мыслить самостоятельно, а следовательно – существовать (по заветам философа Рене Декарта). Получается, теоретически ИИ сам может быть творцом. Но в таком случае какова роль художника, если картину для него создаёт компьютер, у которого, к слову, не бывает творческих кризисов?
Увы и ах! ИИ, как и любая другая машина, может творить только в руках человека. Это лишь кисть, которая умельцу поможет сотворить шедевр, а в руках человека несведущего выдаст примитив. Всё так же, как и в случае привычного нам искусства.
Напоследок предупрежу: посещение такой галереи не проходит без последствий – оно пробуждает дух приключений и готовность отказаться от устоявшихся рамок и стандартов. И будьте готовы: возле каждого экспоната вы будете останавливаться, теряя счёт времени, – таковы у фиджитал-художников "правила игры" с нашим воображением.