В 1961 году Жан Маре побывал в Москве и Ленинграде на Неделе французского кино и по возвращении на родину рассказал журналистам, как ему понравилась доброжелательная атмосфера в СССР, где ему не задали, как он говорил, ни одного дурацкого вопроса. В СССР этот отзыв заметили, и в 1963 году Маре позвали в жюри III Московского международного кинофестиваля. А ещё через два года в советских кинотеатрах начался показ трилогии про Фантомаса, где актёр щеголял в сине-зелёной маске и хохотал фирменным жутким смехом.
Этот фильм буквально перевернул сознание миллионов советских граждан – Фантомас стал именем нарицательным, а стишок "Мне нужен труп, я выбрал вас, до скорой встречи, Фантомас" стал буквально частью фольклора того времени. Особенно неизгладимое впечатление фильм произвёл на детей и подростков, которые смотрели его по 30 раз и совершенно не уловили его комедийный посыл. У Фантомаса появилась целая армия малолетних и не очень подражателей, с которыми даже пришлось бороться правоохранительным органам. Так Жан Маре стал суперзвездой в Советском Союзе.
Жан Альфред Виллен-Маре (таким было его полное имя) был очень одарён от природы: когда Пабло Пикассо увидел, как он рисует и лепит, то спросил, зачем он тратит время на такую ерунду, как кино, и потребовал, чтобы Маре написал его портрет. От страха перед известным художником тот наотрез отказался.
Постоянно снимаясь и играя в театре, Маре успевал писать книги, сочинял сказки и рисовал к ним иллюстрации. На склоне лет актёр производил впечатление счастливого человека, которому жизнь подарила всё, о чём он мечтал: практически на всех случайных снимках он заразительно улыбается. Кинорежиссёр Эльдар Рязанов и журналист Вячеслав Прокофьев, которые делали о нём репортажи, в один голос говорили, что более весёлого и доброжелательного собеседника они не видели давно.
Вернувшись со съёмок фильма Бернардо Бертолуччи "Ускользающая красота", где он сыграл, конечно, художника, Жан Маре позировал русскому живописцу Георгию Шишкину, ещё не зная, что это был его последний фильм и последний портрет.
В послужном списке Маре более 75 киноработ и полсотни театральных. Metro вспоминает самые значимые для отечественного зрителя.
"Красавица и чудовище" (1946)
Режиссёра картины Жана Кокто называли "мастером кинематографической поэзии", и это заметно во всех мизансценах этого потрясающе красивого фильма, которые напоминают гравюры Гюстава Доре. Жан Маре сыграл здесь целых три роли: Чудовища, Принца и Авенана (одного из претендентов на руку Белль). Грим Чудовища занимал у актёра по пять часов и вызвал экзему. Жан Кокто так писал о самоотверженности Маре: "Надо быть без ума от своей профессии, чтобы так упорно добиваться перевоплощения человека в животное. Наши ценители приняли талант актёра за воздействие его маски. Но маски не было". Костюмы для актёров фильма сшил молодой Пьер Карден, а рукопись сценария картины в 2005 году продали на аукционе за 120 тысяч евро.
"Граф Монте-Кристо" (1953)
Жан Маре был очень атлетичен и любил все трюки на съёмках выполнять сам, поэтому очень быстро стал идеальным исполнителем ролей в так называемых фильмах плаща и шпаги – экранизациях исторических приключенческих романов. В картине по известному роману Дюма он сам фехтовал, скакал верхом, делал сальто и падал. Фильм стал второй экранизацией романа и на долгие годы единственной, где роли молодого и старого Эдмона Дантеса выполнял один актёр – на момент съёмок Маре было 40 лет. Также фильм любопытен тем, что в его сценарии сильно изменены некоторые сюжетные линии литературного первоисточника: например, Дантес сидит в тюрьме не 14, а 17 лет, нет Данглара, который пишет на него донос, и т. д.
"Белые ночи" (1957)
Экранизация одноимённой повести Достоевского от киноклассика Лукино Висконти заслуженно получила на Венецианском кинофестивале "Серебряного льва". В картине абсолютно звёздный состав: кроме Жана Маре, здесь заняты Марчелло Мастроянни и Мария Шелл ("Король Дроздобород", "Самсон и Далила"). Висконти перенёс действие из Петербурга XIX века в послевоенную Италию, заменив свет белых ночей на фонари пасмурного Ливорно, но не изменив характеры и имя главной героини. Каждую ночь Марио (Марчелло Мастроянни) встречает на улице русскую девушку Наталью (Мария Шелл), в которую без памяти влюбляется. Но Наталья помолвлена с Джулиано (Жан Маре), который неожиданно покинул город, пообещав вернуться лишь через год. Маре безупречно сыграл самого себя – принца на белом коне, идеального героя девушек 1950-х годов.
"Фантомас", "Фантомас разбушевался" и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1964–1966)
Режиссёр Андре Юнебель начал работать с Маре после того, как увидел, что актёр выполнил в цирке трюк без страховки. Он снял с его участием пять фильмов, среди которых были "Три мушкетёра" и "Парижские тайны", а затем взялся за известный цикл романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена о неуловимом злодее в маске – Фантомасе. Экранизировать "Фантомаса" начали ещё в эпоху немого кино. В отличие от предыдущих киновоплощений, в картине Юнебеля был особенно силён пародийный элемент – в том числе на фильмы и романы о Джеймсе Бонде. Жан Маре исполнил в фильме сразу две роли – собственно Фантомаса и журналиста Фандора, который берёт у него вымышленное интервью.
"Ускользающая красота" (1995)
Роль капризного старика Гийома в фильме Бернардо Бертолуччи стала последней в жизни Жана Маре: он появляется в кадре спящим под оливковым деревом в тосканском поместье среди глиняных изваяний, похожих на скульптуры в его стиле. Через несколько мгновений он проснётся и камера снова возьмёт его лицо крупным планом – как она привыкла делать это на протяжении нескольких кинематографических десятилетий.