– Мой приятель Саша и его сын Душан Дрндаревичи собирают почтовые марки. Как-то раз в поисках очередной на блошином рынке в городе Панчево они купили у цыган коробку, полную писем, всего за 200 сербских динаров, по-нашему 150 рублей, – рассказывает Metro сербский актёр Марко Долаш, именно он вместе с русским писателем Еленой Зелинской заинтересовался судьбой автора дневника. – Среди всего этого ненужного хлама и оказался коричневый дневник с надписью на обложке "Нюрнберг, 1943 год".
Отец и сын хранили находку в своем маленьком краеведческом музее. Душан даже хотел писать по нему дипломную работу. Но, увидев, какое впечатление произвёл этот экспонат на Елену Зелинскую, посетившую музей совершенно случайно, мальчик великодушно отказался от своей идеи. Теперь про композитора снимут фильм.
– Мы отправили дневник в Москву, специалистам на радио "Орфей", – рассказывает Зелинская. – Там и определили, что автор – забытый русский композитор Алексей Бутаков, а ноты написаны им во время пребывания в концлагере под Нюрнбергом с 1941 по 1945 годы.
Информации в Сети об Алексее Бутакове практически нет, несмотря на то что его знаменитые предки занимались военно-морским делом в Санкт-Петербурге. Отец Алексея, Алексей Григорьевич, был участником первой мировой войны, и в 1917 году в звании контр-адмирала командовал портом в Петрограде. Но в 1920-м вся семья Бутаковых с 13-летним Алексеем вынуждена была эмигрировать в Югославию, в город Панчево под Белградом. Там будущий композитор учился музыке, а позже работал музыкальным редактором на радио "Белград".
– Историю жизни Бутакова мы собираем по крупицам, – объясняет Metro продюсер будущего документального фильма с рабочим названием "Музыка из концлагеря" Филипп Кудряшов. – Снимать кино о композиторе без его музыки было бы странно, поэтому у нас родилась идея сыграть её в Москве.
На концерте "Возвращение имени: Алексей Бутаков" прозвучало 4 композиции из лагерного дневника. Ещё два его произведения сохранились только в записях радиоконцертов. Дирижер Михаил Чернов при поддержке Фонда наследия русского зарубежья на слух создал их партитуру для малого симфонического оркестра столицы. Всего на концерте было исполнено 12 произведений.
Когда слушаешь музыку Бутакова, одно можно сказать точно – она с первых нот воодушевляет и утешает, как-будто написана к сказке, где нет места злу. Возможно, именно вера в реальность и непобедимость добра и давала узнику концлагеря силы жить во что бы то ни стало и писать музыку, которая и сегодня восхищает людей.
– Услышав композиции на репетиции впервые, я был поражён, что такая вдохновляющая музыка может быть написана в такой тяжелейшей обстановке, – признаётся Кудряшов. – Как он смог отстраниться от своих страданий! Это потрясающе.