"Дюна: Часть вторая": разбор фильма и сложного грима злобного барона Харконнена

Пока фанаты спорят, удалось ли режиссёру Дени Вильнёву передать атмосферу книги Фрэнка Герберта, насколько хорош Тимоти Шаламе и превосходит ли вторая часть первую, Metro разбирает самый крутой грим "Дюны" – образ барона Владимира Харконнена
"Дюна: Часть вторая": разбор фильма и сложного грима злобного барона Харконнена
Warner Bros.
Стеллан Скарсгард сыграл главного злодея в фильме Дени Вильнёва "Дюна: Часть вторая". Грим его барона Харконнена занимал 8 часов.

(осторожно, могут быть спойлеры)

О чём вторая часть "Дюны" и стоит ли её смотреть

В первом фильме "Дюна" Дени Вильнёв в неспешной и медитативной манере познакомил зрителя со вселенной, созданной писателем Фрэнком Гербертом. Вторая часть оказалась более динамичной и эпичной, здесь больше экшена. 

Первый фильм закончился гибелью дома Атрейдесов и его главы Лето (Оскар Айзек), отца главного героя Пола (Тимоти Шаламе). Атрейдесы были отправлены императором на пустынную планету Арракис, богатую бесценном веществом – "пряностью", которая незаменима для здоровья человека и является топливом для межзвёздных путешествии. Атрейдесы во главе с Лето сменили на Арракисе кровожадный и жестокий Дом Харконненов во главе с бароном Владимиром Харконненом, который десятилетиями выкачивал из планеты пряность и угнетал местное население, фрименов. 

Правда, как оказалось, Император намеренно отправил Дом Атрейдесов в Дюну (как называют пустыню местные), чувствуя в них угрозу собственной власти. Он решил уничтожить этот Дом путём заговора и кровопролития и вновь отдать власть над Арракисом Дому Харконненов. 

В кровавой бойне Полу Атрейдесу в исполнении Тимоти Шаламе и его матери леди Джессике (Ребекка Фергюсон) удалось спастись. Они примыкают к отряду Стилгара (Хавьер Бардем), вождя фрименов. Стилгар верит в древнее пророчество про то, что в Дюны должен прийти спаситель Муад’Диб и его мать-прорицательница. 

Находя знаки того, что Пол и леди Джессика именно те, кто должен привести народ фрименов к цветущим полям и морям в Дюнах, Стилгар добивается от старейшин, чтобы Джессику сделали новой Преподобной матерью. 

Собственно, вся вторая часть – это захватывающий рассказ о том, как Пол, вначале не желающий того, становится Мессией, как зарождается и крепнет религиозный культ вокруг него. Герою Тимоти Шаламе придётся найти любовь всей своей жизни, оседлать гигантского земляного червя и сразиться с бароном Харконненом, чтобы в финале бросить вызов всем древним Домам Империи.

Барон Харконнен и его грим

Стеллану Скарсгарду пришлось увеличиться в размерах в "Дюне" в несколько раз.
Warner Bros.
Стеллану Скарсгарду пришлось увеличиться в размерах в "Дюне" в несколько раз.

Герой Стеллана Скарсгарда появляется в первом фильме "Дюна" и является воплощением зла и коварства во второй части. Огромная летающая туша этого персонажа вызывает и отвращение, и ужас. По словам создателей, они намеренно хотели создать образ, который бы с первого своего появления западал в память и оставался в ней надолго. 

72-летнему Стеллану Скарсгарду приходилось по восемь часов гримироваться, находясь практически без движения, но актёр ради цели готов был на всё.

Вдохновляли горилла и герои Марлона Брандо

Образ Барона разрабатывал художник по гриму и дизайнер Дональд Моуэт со своими коллегами. Как признавался Моуэт изданию The Credits, когда они начали разрабатывать образ Барона для "Дюны" и ещё не было понятно, кто сыграет эту роль, вместе с режиссёром Дени Вильнёвом они отталкивались от образа "грозной и злобной гориллы".  

По словам Моуэта, образ Барона был самым сложным и в придумывании, и в исполнении. Когда он его разрабатывал, то держал в голове героя Марлона Брандо из "Апокалипсиса сегодня" (1979) и персонажа, которого всё тот же Брандо сыграл в "Острове доктора Моро" (1996).  

– Нужно было что-то очень грузное, хищное, при этом обманчивое и коварное, – говорит художник по гриму. 

В итоге департаменту по пластическому гриму пришлось изготовить огромный костюм, который покрывал всё тело Стеллана Скарсгарда. 

Тело барона Харконнена готовил целый департамент по пластическому гриму.
Warner Bros.
Тело барона Харконнена готовил целый департамент по пластическому гриму.

Сначала шведскому актёру надевали специальный охлаждающий костюм, чтобы он смог справиться с жарой в "теле" барона Владимира Харконнена. Затем он надевал комбинезон с облегчённым пенопластовым наполнителем для придания фигуре тучности. И потом ему натягивали "вторую кожу" поверх всего этого. 

Пластический грим делали на лице, шее актёра и как шапочкой закрывали его голову специальной накладкой. Затем все "швы" грима аккуратно маскировали и рисовали все нужные морщинки, вены и так далее. 

В шкуру героя можно влезть в прямом смысле слова.
Warner Bros.
В шкуру героя можно влезть в прямом смысле слова.

Над гримом для Скарсгарда трудилось восемь человек, включая самого Дональда Моуэта, а ещё художника по пластическому гриму Лав Ларсона и художника-визажиста Еву фон Бар. 

Пластический грим покрывал всё тело актёра.
Warner Bros.
Пластический грим покрывал всё тело актёра.

Грим выдержал ванну с мазутом

В двух частях "Дюны" Барон то и дело принимает ванну с мазутом. И по словам художника по гриму, он чуть не поседел, когда думал, как это снимать, чтобы грим Стеллана Скарсгарда выдержал.

– Когда мне сказали про ванну с "чёрный маслом", я был в ужасе: разве масло не смоет большую часть грима? – рассказывал Дональд Моуэт. – Кроме того, костюм из пенопласта, он же не сможет потонуть! Нам пришлось проделать дыры в в этом искусственном теле, чтобы Барон смог погрузиться в мазут.

Наложив части пластического грима, гримёры маскировали все "швы", рисуя вены и морщинки, где надо.
Warner Bros.
Наложив части пластического грима, гримёры маскировали все "швы", рисуя вены и морщинки, где надо.

 Скарсгард любит сложный грим

Стеллан Скарсгард – актёр самоотверженный. "Было тяжело, но оно того стоило", — цитирует слова исполнителя роли Барона Business Insider. 

Грим Владимира Харконнена не первый случай в карьере актёра, когда ему приходится часами сидеть в кресле гримёров. Двадцать лет назад, когда он играл Прихлопа Билла во франшизе "Пираты Карибского моря", он предпочёл сложный пластический грим компьютерной графике. Другие актёры приходили на съёмки, им рисовали точки на лице, и они отправлялись в кадр, а Скарсгард часами терпеливо сидел и гримировался, считая, что эффект от качественной работы гримёров всегда убедительнее, чем компьютерная графика. 

Стеллан и его сложный грим для роли Прихлопа Билла в "Пиратах Карибского моря".
Walt Disney Pictures
Стеллан и его сложный грим для роли Прихлопа Билла в "Пиратах Карибского моря".

 "Мне нравится смотреть, как художники делают свою работу и создают образ, если в этом есть смысл", – говорит актёр.