Стразы, перья, кристаллы, вышивка, монеты... трудно представить, что всё это можно сочетать с обувью, в которой наши бабушки когда-то пололи грядки, а дедушки надевали поверх валенок в грязь. Но московским дизайнерам родом из Туркмении Айне и Алмаз Аннаевым удалось превратить грубое наследие прошлого в смелый и очень эффектный аксессуар своих модных показов.
– Для Туркмении галоши – это целая история. С 1939 года их к нам начали массово завозить, – рассказывает Айна. – Времена настали трудные, страна готовилась к большой войне, обуви было не достать, а галоши – они ведь ноские и удобные, в любую погоду и по любым дорогам. Тогда все в галошах у нас ходили.
Из-за того, что в галошах тогда "щеголяли" почти все туркмены, после праздников и родственных посиделок гости часто путали свою обувь: пары галош выглядели совершенно одинаково. Тогда и появились первые "украшения": к галошам пришивали пуговицы, крепили булавки или наносили свои инициалы.
Сейчас в Туркмении, как и везде, в галошах уже не ходят, но до сих пор уважают их как народную традицию. По словам Айны, когда туркменские девушки выходят замуж, покидая родительский дом, они обязательно обувают новенькие, богато украшенные галоши: делают шаг в новую жизнь.
– Не знаю, подумала ли я об этой свадебной традиции или сработала национальная память – но перед одним из показов новой коллекции одежды, размышляя, какой общий аксессуар можно придумать для моделей, я решила обуть их всех в галоши, – продолжает модельер. – Мы с дочерью украсили их пуговицами, кристаллами, стразами, цветами и шипами. После показа гости подходили и задавали один вопрос: "Что это такое?" А услышав ответ, очень удивлялись.
Оригинальная идея получила развитие, и сейчас Айна и Алмаз создают дизайнерские галоши наряду с одеждой и украшениями. И спрос есть, в основном, конечно, от столичного бомонда: художники, модельеры и прочие представители творческих профессий не боятся щеголять в такой дерзкой обувке.
Аннаевы подчёркивают, что это именно азиатские галоши, которые отличаются от российских: они ниже щиколотки, а резина мягче, поэтому с ноской принимает форму ступни. Дизайнеры заказывают модели на томской обувной фабрике, а потом уже клеят на них украшения или вышивают вручную. С вышивкой, кстати, самые дорогие, потому что требуют больше всего времени.
– Мы вкладываем в галоши войлочные стельки, поэтому носить их можно в любое время года, – уверяет Айна. – Особенно хорошо они сочетаются с простыми джинсами и футболками, длинными и короткими сарафанами. В Туркмении галоши обували на джорабы – вышитые шерстяные носки, а наши клиенты носят на обычные.
Конечно, гламурные галоши утратили свою основную защитную функцию, поэтому ходить по грязи и лужам в них лишний раз не стоит. Если модели с вышивкой, бусинами или пуговицами можно просто помыть, то с перьями и цветами такой номер не прокатит. Но кто сказал, что красота обязана приносить пользу?