Метро будущего – это 200 новых станций, 3 новых диаметра, 2 сквозные линии. Большая кольцевая линия уже не образует круг, поскольку пересекается с МЦК.
Дизайнер работал над картой полтора года в свободное от работы время.
– Я много лет рисую карты и схемы. Чем сложнее задача, тем интереснее. Мне показалось сложным и захотелось придумать, как изобразить два кольца – МЦК и БКЛ, которые пересекаются. Очевидно, что сохранить их в виде идеальных кругов не получится и нужно было найти другое графическое решение. Мы с моим соавтором Натальей Москалёвой взяли за основу шестиугольники – так схема выглядит логично и графически чисто, – рассказал Metro Константин Коновалов.
Из двух сотен новых станций – многие за пределами Москвы.
– Это уже существующие ж/д станции, но там редко ходят поезда, а благодаря новым диаметрам будут ходить чаще. А другие решают проблему пересадок, чтобы разгрузить центральные станции, – говорит Константин Коновалов. – Мы привыкли, что доезжаем до центра города и там делаем пересадку. В ближайшей перспективе пересадочные узлы между линиями сместятся за пределы Кольцевой, а значит, можно будет в разные точки города добираться не только через центр, но и в обход центра – через альтернативные маршруты.
По мнению дизайнера, через 10 лет пассажиры будут чаще пользоваться мобильными приложениями, помогающими найти более короткий маршрут.
– Сейчас довольно легко сказать, как проехать из точки А до точки В, а через 10 лет, даже раньше, если всё построят по плану, некоторые маршруты будет труднее определить только по схеме, без приложения.
Константин сравнивает московское метро с клубком ниток и говорит, что его задача – распутать этот клубок.
– Самый простой способ это сделать графические дизайнеры изобрели ещё в 1920–30-е годы. Тогда впервые задумались о том, как нарисовать транспортные схемы, более понятные для пассажиров. Схемы стали графичными и непривязанными к карте города, за счёт чего стало проще строить маршруты и искать пересадки. Первым такую удобную схему с разноцветными линиями создал дизайнер Гарри Бек для метро Лондона.
Своим любимым проектом Константин Коновалов называет схему автобусной сети центра Москвы, в том числе её обновлённый вариант, который можно видеть на столичных остановках.
– Это самая проработанная схема. Она классная, понятная, работать над ней было сложно и очень интересно, – говорит Константин.
Второй любимый проект – схема метро Парижа, которую он рисовал 2,5 года. Потому что парижское метро похоже на московское – там тоже много линий, оно запутанное, и все линии пересекаются в центре.
– В итоге я нарисовал на парижской схеме кольцевую линию, её официально нет, но линии 2 и 6 проходят по контуру Парижа, и если их соединить, получается кольцевая как в Москве. Многим парижанам она понравилась; её часто покупают, чтобы повесить дома. Сайт, посвящённый схеме, ежедневно посещают тысячи парижан и гостей города для того, чтобы построить маршрут.
Если вам кажется, что чертить схемы и карты со множеством ответвлений, пересекающихся линий и точек – это утомительно, вы очень ошибаетесь.
Самое интересное – разработать графический язык, с помощью которого можно показать реальность. Язык, интуитивно понятный жителям мегаполиса, сделать сложное простым и визуально красивым.
Посмотреть и детально разглядеть карту можно здесь
Константин Коновалов с 2014 по 2016 год был ведущим дизайнером в московском транспорте. Он также автор схемы автобусной сети центра Москвы, схемы ночных автобусов Москвы, логотипов московского метро, МЦД и МЦК.