В условном будущем, где стёрты политические и социальные границы, всё состоит из ржавых железок и арт-концепций. Человечество так эволюционировало, что научилось есть пластик и отращивать новые органы, зато разучилось чувствовать боль. Один из немногих людей, кто способен её чувствовать, – это звезда арт-перформансов Сол Тенсер (Вигго Мортенсен). Он живёт вместе со своей партнёршей Каприс (Леа Сейду), которая на представлениях управляет механизмом, вскрывающим тело Сола. Механизм копается внутри, что-нибудь отрезает и вытаскивает. Публика аплодирует.
Работница системы государственного учёта и контроля органов (Кристен Стюарт), побывав на представлении Сола, просекает их эротическую составляющую: "Хирургия – это новый секс". И тайком от Каприс шепчет Солу на ушко: "Я хочу, чтобы ты меня порезал".
Ну кто же не хочет, чтобы их "порезал" Вигго Мортенсен. С серебряными волосами и потусторонними глазами нуменорского короля. Мортенсен тут прекрасен, но Мортенсен прекрасен по определению, это не заслуга Кроненберга. Заслугой это было во всех остальных фильмах, где он его снимал. Например, в невероятной "Оправданной жестокости" (2005), где любимая тема Кронеберга – мутации – исследовалась не в виде боди-хоррора с тысячей ушей, пришитых к телу (в "Преступлениях будущего" есть такой персонаж), а с наглядной демонстрацией самого страшного превращения на свете: тихого обывателя в убийцу-психопата.
В "Преступлениях" Мортенсен в основном ходит в нарядах, как от концептуальных бельгийских дизайнеров, и вещает что-то такое же концептуальное. Остальные персонажи не отстают: "У молнии собственная сексапильность… Травма – это очень пикантно… Желание вскрыть себя может быть началом чего-то нового". Фетиши, формы сексуальности, эксперименты с телом бывают разными, именно Кроненберг нас этому научил. Но, например, в "Автокатастрофе" (1996), где люди возбуждались от аварий и холодного металла машин, он как-то обходился без претенциозных спичей.
Ржавое будущее сконструировано из прошлого. Дизайны, напоминающие о насекомых, обшарпанное футуристическое ретро, тускло-жёлтое освещение отсылают нас к другим работам Кроненберга, от "Голого завтрака" (1991) до "Экзистенции" (1999). Сами "Преступления" – вольный ремейк одноимённого фильма Кроненберга 1970 года. Режиссёр двадцать лет дорабатывал концепцию фильма, а получил только вежливую номинацию в Каннах. К сожалению, справедливо: фильм слабый.
Это не первый раз, когда magnum opus, над которым автор размышлял полжизни, оказывается неудачным. Кроненберг ещё и не синхронизирован с сегодняшним днём, когда трансгуманизм интересует только телеканал "Царьград", регулярно волнующийся, что американцы вас заморозят, а проснётесь вы уже не человеком.
Но ругать фильм не хочется. Это выбросившийся на берег кит с беззащитным вскрытым брюхом. Всеми этими эротическими расчленениями Кроненберг пытается сказать о значении творчества, о том, что притупилась чувствительность зрителя, и с каждым разом автор должен вскрывать себя и кровоточить всё сильнее, чтобы произвести впечатление на аудиторию, жаждущую новизны, оригинальности, духа времени, вечных ценностей, удовлетворения личных запросов... А как говорит за Кроненберга Мортенсен в фильме: "Я не очень хорош в старом сексе".
Фильм доступен в Сети в хорошем качестве.
Читайте также: 5 феминистских хорроров, которые сняты кинематографистками