В Музее археологии Москвы открылась выставка "Игры и игрушки наших предков". Здесь впервые в музейной практике решили объединить найденные при раскопках игрушки археологические и нового времени. Среди последних обращают на себя внимание игры, ребусы, головоломки и раскраски, изданные в годы Великой Отечественной войны. Особенно интересной среди этих экспонатов оказалась детская настольная игра «С утра до вечера».
– Её придумали и опубликовали в январе 1944 года в журнале "Мурзилка" актриса Рина Зелёная и писательница Наталья Кончаловская, – рассказывает руководитель Музея археологии Москвы Галина Новикова. – Графическое оформление, в котором она представлена на выставке, выполнено в 1950-е годы. На рисунке – ярко выраженная эстетика 1950-х годов: одежда персонажей, афиша мультфильма с образом популярного тогда клоуна Карандаша, модели автомобилей. Именно этот вариант был многократно переиздан. В 1950-е годы игра издавалась на картонных листах, в 1960–1970-е годы её иногда "закатывали" в полиэтилен. К нам в музей принесли сразу две одинаковых игры разных годов выпуска: одну на картоне, другую – в полиэтилене. Одна из владелиц игры рассказала, что в её семье до сих пор в неё играют.
Представленный на выставке вариант игры нарисовал в 1956 году художник Вилли Трубкович: бывший фронтовик учился во ВГИКе на режиссёрском факультете и параллельно занимался иллюстрированием книг.
Игра относится к типу так называемых "гуськовых", где игровые фишки движутся по полю друг за другом гуськом. Картинки и стихи на игровом поле рассказывают об обычном дне советских пионеров: хорошие и не очень поступки героев двигают фишки вперёд или заставляют пропускать ходы. Уникальность игры в том, что каждый ход оформлен в виде короткого четырёхстишия – обычно в настольных играх стихов не было:
Вот проходит целый день,
А учить уроки лень,
Не успею всё равно,
Лучше я пойду в кино.
А самый первый вариант игры, изданный в журнале "Мурзилка" в 1944 году, оформила художница Наталия Ушакова, которая была очень востребована как иллюстратор детских книг и журнальный график. Интересно, что она была замужем за литературоведом Николаем Ляминым, одним из друзей Михаила Булгакова, много общалась с писателем и стала автором большого числа его фотографий.
В 1975 году рисунок игры поменяли, сделав более современным. Пионеров "переодели" в более актуальный покрой школьной формы, высотный дом стал похож на многоэтажки того времени, а клоуна Карандаша на афише заменили "Малышом и Карлсоном".
Пять лет назад сотрудники петербургского отделения Музея советских игровых автоматов предложили известному петербургскому иллюстратору Илье Тихомирову выпустить ремейк игры. О её существовании художник не знал и при ознакомлении оценил игру критично: "Очень нравоучительная, скучноватая". Героями новой игры под названием "С утра до вечера по-петербургски" стали взрослые горожане, которые пьют кофе с круассанами, поднимаются на лифте в "Лахта-центре" и подсказывают гостям северной столицы, как попасть в Эрмитаж. Стихи к игре Тихомиров тоже написал сам.
– Мы решили показать один выходной день из жизни петербуржца: с полудня и до следующего утра. Сразу поняли, что не будем буквально повторять ситуации оригинала, а возьмём общее настроение и постараемся сохранить расположение ходов, – рассказал Илья Тихомиров. – Думали про стишки-пирожки, прозаические подписи, но в итоге всё равно вернулись к оригинальному варианту: короткие стихи, которые одновременно служат и объяснением правил. Избавились от нравоучительности — нашему фланёру она совсем ни к чему.
В игру можно бесплатно поиграть в 30 культурных местах Петербурга, включая Музей советских игровых автоматов, а совсем недавно выпустили её новый тираж.
Кстати, когда обозреватель Metro уже собирался покинуть выставку в Музее археологии Москвы, к висящей на стене игре подошли две дамы, между которыми произошёл следующий диалог:
— У нас до сих пор сохранилась эта игра, мы в неё играем уже в четвёртом поколении!
— А я играла в неё с бабушкой и дедушкой! Лет 45 назад. Это же была одна из моих самых любимых игр, даже не думала, что когда-то её снова увижу! Наверное, самое важное не может потеряться навсегда...