В центре сюжета – десятилетняя Варвара Смородина, которая знает всё про криминалистику и мечтает стать выдающимся сыщиком. Приехав на лето к бабушке и дедушке в посёлок Верховой, Варя сталкивается с массой таинственных преступлений и берётся за расследования вместе со своим новым другом – простодушным сельским мальчиком Васей. Metro поговорило с известным режиссёром Кареном Оганесяном ("Грозный папа", "Домовой"), выступившим на проекте продюсером.
"Любопытная Варвара" взяла Гран-при на "Пилоте". Неожиданное решение для брутального мужского жюри, в которое вошли режиссёры Клим Шипенко, Пётр Буслов, Юрий Быков и Владимир Котт. Как вы думаете, почему они выбрали детский детектив?
Мне кажется, тут сыграл фактор отцовства. Потому что, как я понимаю, все они молодые отцы, ну, кроме Юры Быкова. Нам было особенно приятно, что награду получил режиссёр, который находится в начале этого пути. Я думаю, Юра (Коробейников. – Прим. ред.) как раз из тех начинающих режиссёров, которых подобные призы точно вдохновят на дальнейшие подвиги, тем более у нас впереди второй сезон, весной. И это всегда супер стимулирует. Это я могу сказать, так как сам в прошлом молодой режиссёр. Я рад, что это случилось в моём первом в чистом виде продюсерском проекте. И рад, что именно доброта и простота нашего проекта в таком "тёмном" конкурсе, где были довольно тяжёлые сериалы, в итоге победили.
Как родился этот проект?
Была книжка Георгия Ланского. Нам в ней понравился персонаж по имени Варвара – девочка, которая любила читать и мечтала стать судмедэкспертом. Но, как нам показалось, судмедэксперт – это уж слишком мрачно, а вот мечтать стать "следаком", как бабушка и дедушка, – это может быть симпатично. Хотелось показать пользу чтения книг для детей, насколько важно быть разносторонне образованным и как это может помочь в дальнейшей жизни.
В детстве все, мне кажется, мечтали о каких-то расследованиях, хотели в чём-то таком участвовать. А, как выяснилось, жанра детского детектива вообще у нас не существует. И мы подумали, почему бы не сделать проект в таком жанре? Решили, разбив одно дело на две серии, в них показывать не только расследования, но и отношения детей и родителей, страхи, "пугалки", которые для взрослых могут казаться обычным делом – просто пошутили, сказали, ушли, а для детей это становится серьёзной травмой. Взрослые часто пугают детей: если будешь себя плохо вести, то злой дядька придёт и заберёт тебя. А ведь ребёнок может "загнаться".
У вас было такое в детстве?
Да. Нас пугали каким-то дедом с мешком, который забирает детей и делает из них мыло. И мы с ребятами отслеживали этого деда, хотели его милиции сдать. А мой дедушка показывал на обычное хозяйственное мыло и говорил: "Вот видишь, это в прошлом такой же непослушный мальчик, как ты!". А ещё я ненавидел молоко с маслом, и мы думали, как бы отравить соседскую корову. Кстати, все эти истории из моей жизни вошли в сериал.
У вас у самого не было желания занять режиссёрское кресло, тем более что вы добавили в сценарий детские воспоминания?
Нет, не было желания, потому что я изначально понимал, что там огромное количество детей, а я видел, как Юра работает с детьми. Я видел это на «Грозном папе», который мы снимали вместе, – он там был и оператором, и полноценным режиссёром вместе со мной. Я понимал, что он с этим хорошо справляется, потому что у него дети такого же возраста.
Сложно было найти детей на главные роли?
Были длительные пробы. Тут самое важное, чтобы получилась центральная пара Варвара и Вася, то есть Полина и Серёжа (Полина Айнутдинова и Сергей Фёдоров. – Прим. ред.). Нам показалось, что если она не сложится, то всё это окажется бесполезным мероприятием. В итоге мы с Юрой утвердили Полину, хотя в какой-то момент коллеги считали, что главная героиня не должна быть слишком маленькой. Но нам показалось, что именно в этом вся соль истории, что она должна быть совсем малышкой, чтобы все эти взрослые тексты и профессиональный жаргон были бы на контрасте с её внешностью и это было бы прикольно. Мне кажется, у нас с артистами всё получилось.