Пермская деревянная скульптура невероятно трогательная. Это разные по размеру деревянные фигуры ангелов с золотыми опахалами-рипидами, евангелистов Марка и Матфея, Христа в темнице. Фигуры соединяют в себе наивность, благочестие и высокую духовность. Лики их все разные, похожи на тех людей, которых резчики видели перед собой. В них черты и удмуртов, и татар, и коми-пермяков – народностей, которые заселяли территорию Пермского края в XVII–XIX веках.
Многие исследователи относят зарождение пермской деревянной скульптуры к традиции резьбы по дереву коми-пермяков – коренного населения края, которые жили в лесах и ваяли своих языческих божеств. В XVI веке с прибытием в Пермский край семьи Строгановых на этой территории стало массово распространяться христианство, и коренное население начало вырезать фигуры уже христианских святых. Правда, относились к ним как к сво- им: делали подношения, отмечали праздники.
– Иван Грозный дал Строгановым предписание – охранять эти земли от набегов, – рассказывает Татьяна Юдкевич, куратор выставки. – Сюда начали приходить русские переселенцы, налаживаться торговые пути. Пермский край вошёл в состав Российского государства. Строгановы строили храмы, монастыри и церкви, которые нужно было украшать, и они стали заказывать иконы и церковное убранство лучшим мастерам.
Директор Пермской государственной художественной галереи Юлия Тавризян считает, что не совсем верно относить деревянную скульптуру напрямую к коми-пермяцкой народной резьбе. Произведения, которые представлены на выставке, восходят к традициям деревянной храмовой скульптуры XVII–XIX веков, когда под влиянием западноевропейского барокко создавался её выразительный стиль, и пермские мастера перерабатывали его каждый по-своему.
– Тогда у всех, кто занимался церковным искусством, были образцы, гравюры, отсюда эта насмотренность, – объясняет Татьяна. – Например, образ Христа в темнице, который прикрывает ладонью раны от копья, восходит к европейской иконографии, в живописи и гравюрах он ярко обозначен.
Своей обширной коллекцией храмовой деревянной скульптуры Пермская галерея обязана искусствоведу Николаю Серебренникову, который на протяжении десятилетий был её директором и главным хранителем. Будучи ещё совсем юным –ему было 23 года,– он понимал, что это искусство имеет великую ценность, и во время экспедиций по сёлам и деревням Пермского края в 20-е годы XX века спасал художественные произведения из церквей и монастырей, которые в те годы закрывались и уничтожались.
У некоторых скульптур нет каких-то деталей, например, копья или ступней, но при этом они выглядят настолько совершенными и законченными, что нет сомнения в том, что изготовили их великие мастера. Только имена их неизвестны, потому что в те времена неприлично было ставить имя человеческое рядом с образом Бога.