Граф Николай Шереметев был большим поклонником театрального искусства. Этим объясняется его стремление отстроить дворец-театр для своей крепостной актёрской труппы, что и произошло в 1795 году. Над амбициозным проектом работали выдающиеся архитекторы того времени, и сам граф контролировал процесс. Так в столице появились усадьба Останкино и театр, которые посещали самые известные деятели того времени, включая правителей Российской империи.
Однако за прошедшие 200 лет влажность и протечки сильно повредили конструкции как дворца, так и прилегающих к нему павильонов – Итальянского и Египетского. Как оказалось, они выстроены не из мрамора или бетона, а из дерева, материала крайне недолговечного.
Как отмечает Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия, к реставрации жемчужины архитектуры XVIII века они подходят самым бережным образом.
– Здесь подлинно и уникально всё: от фундамента и конструкций кровли до декора и убранства XVIII века. На противоаварийные работы ушло четыре года, параллельно шло проектирование. И вот уже два года идёт настоящая комплексная бережная реставрация, – рассказывает Емельянов.
Реставрация – сложный процесс сам по себе, но, по словам Варвары Ракиной, заведующей научно-хранительским отделом усадьбы Останкино, некоторые факторы усложняют его даже больше. Так, у реставраторов не оказалось многих чертежей уникальных механизмов, выстроенных специально для театра Шереметевых: строились они в режиме особой секретности и граф уничтожал чертежи после окончания работ, чтобы их не украли предприимчивые соперники.
Также в ходе работ выяснилось, что многие предметы во дворце по старой доброй театральной традиции лишь имитируют подобные, они созданы из других материалов. Оказалось, что бронзовая люстра над театральной сценой на самом деле деревянная и покрыта мастикой, что создало иллюзию тяжести металла. А многие росписи выполнены на бумаге – в те времена популярном, но не слишком прочном материале.
– Некоторые из росписей сохранились, некоторые нужно восстановить, – объясняет Ракина. – Бумажные изделия в таком климате не очень хорошо себя ведут. Здесь она иногда наклеена на дерево, иногда – на штукатурку, иногда – на другие материалы. И реставраторы должны всё это проанализировать.
Увидеть результаты такой кропотливой работы москвичи смогут ещё нескоро – по приблизительным подсчётам, закончить реставрацию должны только к 2028 году. Да и посещать легендарные залы можно будет летом – здания останутся неотапливаемыми, а дерево тяжело переносит перепады температур.