День телевидения: как Дмитрий Губерниев вырубил свет на этапе Кубка мира по биатлону

21 ноября отмечается Всемирный день телевидения. Поговорили со знаменитыми ведущими про ЧП и казусы во время прямых эфиров и съёмок ТВ-программ
День телевидения: как Дмитрий Губерниев вырубил свет на этапе Кубка мира по биатлону
Александр Вильф / © РИА "Новости"
Дмитрий Губерниев рассказал о главных чрезвычайных ситуациях в своей телевизионной карьере.

Газировка и прерванные соревнования

Дмитрий Губерниев, спортивный комментатор и телеведущий на телеканале "Матч ТВ":

"По-настоящему чрезвычайное происшествие в эфире случилось в Швеции, лет 10 назад, на этапе Кубка мира по биатлону, когда я в комментаторской кабине на калорифер, обычный нагреватель, положил греться банку с газированной водой. Банка была холодная, калорифер накалился, я про неё благополучно забыл, и в какой-то момент банка взорвалась. Хорошо, меня не пришибло осколками! И всё бы ничего, но из-за этой газировки случилось короткое замыкание и секунд на десять на всём стадионе погас свет. Вырубились все сигналы, все трансляции прервались! Потом, конечно, включили запасные генераторы, я продолжил эфир и очень долго рассказывал, что шведы не подготовились к этому этапу Кубка мира по биатлону. Мол, видите, даже свет гаснет! Хотя всё случилось исключительно из-за моей газировки.

В прямом эфире всякое было. Наверное, вся страна помнит легендарный эфир с Ольгой Бузовой, но после этого мы с ней триумфально помирились и я ей даже подарил трёхтомник "Малыша и Карлсона".

Чтобы держать ситуацию под контролем и быть готовым ко всему, надо просто к эфирам готовиться. Если ты знаешь матчасть, если хорошо владеешь материалом, то можешь говорить на заданную тему, что бы ни случилось. Я до сих пор очень тщательно готовлюсь ко всем прямым эфирам".

Уроки чревовещания

Вера Красова, ведущая программы "Утро России" на канале "Россия 1":

Вера Красова, ведущая программы "Утро России".
Предоставлено телеканалом "Россия 1"
Вера Красова, ведущая программы "Утро России".

"Работа в прямом эфире предполагает режим повышенной готовности к любым ситуациям.

Как-то раз у нас во время эфира что-то громко рухнуло на пол, так мы со Славой (Владиславом Завьяловым) спокойно это обыграли, попросив ребят-операторов вести себя потише.

Другой случай. Однажды к коллегам в студию во время эфира зашла уборщица с пылесосом, тут главное – не обращать внимания и делать вид, что так и должно быть. (Смеётся.) Я уже не говорю о том, что техника (телесуфлёр) может подвести, на этот случай у нас есть распечатанная папка и компьютер, либо импровизируем и говорим своими словами.

Мой любимый фокус, который я называю "чревовещание", когда нужно срочно выдать в эфир новость, которой нет ни в компьютере, ни в папке, и шеф-редактор медленно читает текст в наушник, спрятанный в ухе, а ты должен не моргнув глазом его повторять".

Иногда для фона надо и крокодила поймать

Антон Зайцев, ведущий программы "Магия вкуса" на телеканале "Моя планета":

Антон Зайцев, ведущий программы "Магия вкуса".
Предоставлено телеканалом "Моя планета"
Антон Зайцев, ведущий программы "Магия вкуса".

"Как-то раз мы с операторами ловили в Бразилии крокодила в Амазонке. Мы, конечно, не планировали его ловить, но у нас кончились деньги – реалы, чтобы его купить у местного племени. А крокодил был сюжетообразующим существом, и он нам был просто необходим для фона. Мы решили добыть его самостоятельно. Нашли инструктора, который на словах объяснил, как его ловить: нужен мощный фонарь, лодка с не очень высоким бортиком и бескрайняя вера в свою удачу.

И вот мы с коллегами плывём по Амазонке между пиратами и крокодилами и светим фонариками. Глаза крокодила видно издалека, они светятся, как рубины ночью. Крокодил выставляет над водой свою голову и смотрит, ждёт добычу, при этом тело его находится в воде не горизонтально, а вертикально. И если светить ему в глаза фонариком, то он очаровывается и в этот момент его можно сбить с толку. Если приблизить фонарик прямо к его глазам, он замирает, и в этот момент его надо схватить сзади за шею и так совсем слегка сжать. Мы преодолели себя и поймали так одного крокодила. Перевязали ему пасть и оставили уже на берегу в туалете. Но в итоге наш продюсер захотела с ним сфотографироваться и случайно выпустила".

Иногда во время эфира надо будить гостей

Виктория Панина, ведущая проектов "Квартирный вопрос" и "Дачный ответ" на НТВ:

Телеведущая Виктория Панина.
Пресс-служба телеканала НТВ
Телеведущая Виктория Панина.

"Чего только не было за время работы: и телетекст выключался в прямом эфире, и камеры переставали работать, и артисты засыпали и их приходилось незаметно будить. Но самое "интересное" было во время беременности. Я до самых родов работала в кадре, и съёмочная группа была на иголках каждый эфир. Шутили, что рожу, видимо, тоже в эфире. Почти так и получилось. В декрет я ушла за день до родов.

Ведя эфир, важно не замирать и отключать эмоции. Самый простой способ прийти в норму – глубокое дыхание. 5 медленных вдохов через нос и выдохов через рот не раз выручали меня. А ещё есть метод, который я подглядела у актёров: если не получается выговорить какое-то слово или случается затык, надо сместить фокус, повернув голову направо, вслух посчитать до 5 и вернуться туда, где остановились. Звучит, возможно, странно, но это действительно работает!

Если во время работы чувствую, что устала и теряю концентрацию, быстро нахожу глазами любой предмет в студии (ручку, кепку оператора) и подбираю три-четыре определения для него (цвет, форма, какая неожиданная деталь) и тем самым возвращаю себя в момент".

Морская болезнь – съёмкам помеха

Евгения Вайс, ведущая проекта "Удиви меня" на телеканале "Моя планета":

Евгения Вайс, ведущая проекта "Удиви меня".
Телеканал "Моя планета"
Евгения Вайс, ведущая проекта "Удиви меня".

"Однажды в Крыму на съёмках мы должны были порыбачить. У нас было заложено 2 часа на лодке для съёмок. Мы с Виктором Михайловым должны были порыбачить, а потом прокомментировать на камеру наши ощущения. Но минут через 10, как мы отплыли, практически никто из съёмочной группы не мог говорить – всех настигла морская болезнь. Мы не могли ни стоять, ни куда-то целенаправленно смотреть, ни формулировать мысли. Почти весь сюжет отработал в итоге Виктор, потому что он хоть как-то смог связывать слова. Сейчас смешно, но тогда это была работа на пределе человеческих возможностей".

"Есть улыбка – ошибку не видно"

Диана Джалалова, ведущая программы "Один день в городе":

Диана Джалалова, ведущая программы "Один день в городе".
Телеканал "Моя планета"
Диана Джалалова, ведущая программы "Один день в городе".

"Был забавный случай на съёмках в Кутаиси, в горах Грузии. Мы снимали замечательную семью, которая владеет заведением с вкуснейшей едой, где устраивают ещё и национальные танцы. Его хозяйка, хореограф, собрала всех девушек перед началом танцев и сказала: "Девочки, сейчас мы для мальчиков сделаем шоу!" И начинает всех расставлять для танца, при этом называя высоких девушек то "чурчхеллой", то "морковкой", а девушек с формами – "хинкали". Во время репетиции танца она всё время повторяла фразу "Есть улыбка – ошибку не видно". Теперь это практически наш девиз во время съёмок".

Не переставать говорить, даже если чуть палец не оторвало!

Федерико Арнальди, ведущий программы "Поедем, поедим!" на НТВ:

Федерико Арнальди, ведущий программы "Поедем, поедим!".
НТВ
Федерико Арнальди, ведущий программы "Поедем, поедим!".

"Я переехал из Италии в Россию, чтобы реализоваться как музыкант, и на телевидение попал случайно. На пробах я выдал всё, на что способен: и готовил, и играл на гитаре. На съёмках шоу "Поедем, поедим!" много чего было. Были и обвалы на дороге где-то в горах в Дагестане. Когда нам нужно было попасть на стойбище оленеводов на Ямале, пришлось с вертолёта со всем оборудованием десантироваться и приземляться в сугробы. На Шантарских островах с командой ночевали в палатках, возле которых выставляли сторожей с карабинами для защиты от медведей. В Саванне в Африке мы три дня искали львов, чтобы сделать красивые кадры.

В Чечне, помню, мне надо было во время спуска на зиплайне записывать видео, я неудобно схватился за трос, мне чуть палец не оторвало, но я как-то выкрутился, продолжил говорить. Главное на съёмках – не паниковать и никогда не останавливаться, если ты в кадре и что-то идёт не так, важно быть в моменте и помнить, что ты тут ради зрителей, а не ради себя. Жить в той ситуации, в которую попал, потом на монтаже разберёшься, что к чему.

И ещё лучший друг вещателя – лаконичность. Мне, как итальянцу, сложно быть кратким. Поэтому я регулярно упражняюсь в русском языке, увеличиваю свой словарный запас, много читаю, пишу и после каждой съёмочной экспедиции пишу песню, чтобы ёмко уместить свои впечатления в небольшой текст. Это хорошая практика!"