День памяти святых Петра и Февронии стал Днём семьи, любви и верности: комментарий священника

История православных святых Петра и Февронии, ставших в России символом любви и верности, далеко не всеми воспринимается однозначно. Своим взглядом на легенду с Metro поделился популярный священник-блогер Николай Бабкин
День памяти святых Петра и Февронии стал Днём семьи, любви и верности: комментарий священника
Михаил Мордасов / РИА Новости
Влюблённые у памятника святым Петру и Февронии в Сочи.

Княгиня-крестьянка

– У нас странные святые, – говорит Николай Бабкин. – Она шантажирует его разводом, а он лжёт про свадьбу. А ещё эта история про змея-насильника, павшего от агрикова меча князя Петра, больше похожа на сказку про Змея Горыныча.

Для тех, кто с сюжетом "Повести о Петре и Февронии Муромских" по какому-то недоразумению ещё не знаком, кратко изложим суть. В юности будущий муромский князь Пётр зарубил змея-искусителя, но, испачкавшись отравленной кровью, покрылся струпьями. В поисках исцеления он обратился к дочери рязанского древолаза Февронии. Девушка оказалась не так проста, и за свою помощь потребовала ни много ни мало как сочетаться законным браком. О том, чтобы сделать княгиней простолюдинку, Пётр, понятное дело, не мечтал, а потому не нашёл ничего лучше, как сбежать после выздоровления и от Февронии, и от своих обязательств перед ней.

Но не тут-то было: один струп на теле князя Феврония предусмотрительно оставила, и проказа распространилась с новой силой. Загнанному в угол Петру ничего не оставалось, как согласиться на все условия. Так крестьянская и женская хитрость победили сословные предрассудки.

На этом злоключения супругов не закончились: муромская элита не приняла мезальянс, и Пётр оставил княжение, выбрав жену. Однако в Муроме быстро наступила смута, и бояре позвали своего князя обратно. Вместе с Февронией.

Ну а конец истории просто идилличен: благополучно правив до старости, Пётр и Феврония приняли постриг, умерли в один день, а после смерти чудесным образом воссоединились в одной гробнице.

Просто так в одном гробу не хоронят

Супругов канонизировали, но споры вокруг их личностей не утихают. Одни считают их "образцом идеальных отношений и христианского брака", другие – "семьёй, построенной на шантаже", а саму легенду даже называют "православным ужастиком".

– Все попытки хоть как-то оправдать эту повесть обречены на неуспех, ведь житие святых Петра и Февронии написано спустя триста лет после их смерти. За это время повесть обросла народными сказками, – продолжает отец Николай. – Шантаж и женитьба на дочери древолаза у меня не вызывает смущения. По-вашему, принудительное сватовство лучше этого? О французских романах ещё никто не слышал, как и о правах и свободах вообще. Давайте не смотреть на прошлое глазами современности. Тогда всех возмущало не это, а женитьба князя на простолюдинке.

Что ни говори, для феодального Средневековья поступок князя можно приравнять к маленькой революции.

– Правильно сделал святой Пётр. Лучше крестьянку взять, зато умную, преданную и талантливую. А потом взять и отправиться с ней восвояси от надоедливых бояр, завидующих чужому семейному счастью, – улыбается Николай Бабкин. – Что произошло между ними потом – это тайна, но закончили они жизнь в монастыре и похоронены вместе. Немногие уходят в монастырь в конце жизни. Если для критиков святая обитель ассоциируется с заточением и бегством супругов друг от друга, это их проблемы. Да, у святых было не самое лучшее начало семейной жизни: не ванильное, как хотелось бы кому-то. Зато реальное. Были и угрозы, и интриги, и пакости всякие. Но любовь точно была, просто так в одном гробу не хоронят.

Священник Николай Бабкин
Фото из личного архива
Священник Николай Бабкин