В Музее архитектуры имени А. В. Щусева представили результаты восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля. Всего их девять – на Спасской, Никольской, Троицкой, Кутафьей и Боровицкой.
В древнерусской архитектуре традиция размещать священные символы на проездных башнях или городских воротах была широко распространена: так стремились получить заступничество небесного покровителя и освятить городское пространство. Иконы на башнях Московского Кремля отражали значимые вехи в русской истории. Например, образ Спаса Смоленского на Спасской башне связывают с возвращением Смоленска в состав Московского государства в 1514 году, а изображение Печерской иконы со святыми Алексеем и Петром – с прекращением осады Москвы татарами в 1521 году. Другие образы – святого Николая на Никольской башне, Иоанна Крестителя на Боровицкой, Троицы на Троицкой – связаны с древними монастырями и храмами центра Москвы.
Надвратные образы на кремлёвских башнях были выполнены в технике фрески либо написаны на досках, размещённых в киотах. При каждом ремонте и перестройке башен образы обновляли или меняли, но, несмотря на всё это, некоторые иконы сохранили композицию и оригинальные фрагменты живописи XVII века вплоть до XX столетия.
В октябре 1917 года надвратные иконы сильно пострадали во время обстрела Кремля – особенно серьёзно повредили фреску Святителя Николая с наружной стороны Никольской башни. В 1920-е годы кремлёвская комендатура неоднократно поднимала вопрос о демонтаже образов, чему пытались противостоять комиссии из архитекторов и реставраторов.
– После Октябрьской революции иконы, как и другие символы прежней власти, стали с Кремля убирать, – рассказал Metro Анатолий Оксенюк, историк, замдиректора по научной работе Музея архитектуры. – И к 1930 году из девяти надвратных кремлёвских образов остались только три, признанные наиболее ценными и древними: это фрески Троицы на Троицкой башне, Николая Угодника на Никольской башне и Спаса на Спасской. Эти иконы находились под надзором Московского археологического общества.
В 1930 году эти фрески, однако, всё равно закрыли сеткой и штукатуркой – таким был, судя по всему, компромисс между позициями администрации Кремля и реставраторов, позволивший в итоге сохранить древние памятники. Остальные иконы были утеряны либо спрятаны, и память о них практически утрачена.
В 2007 году Фонд Андрея Первозванного выступил с инициативой возвращения надвратных образов на своё историческое место, и через три года с внешней стороны Никольской и Спасской башен из-под слоя штукатурки были раскрыты и отреставрированы старинные фрески.
– Святитель Николай к этому моменту был уже в раскрытом состоянии (то есть с изображения были сняты поздние слои), потому что над ним с 1923 по 1925 год поработал реставратор Григорий Чириков, – рассказывает Metro Анатолий Оксенюк. – А вот Спас раскрыт не был, и внешний современный облик соответствует тому, как выглядела икона в начале ХХ века.
Вплоть до последнего времени шла работа по поиску следов утраченных икон с других башен, но она подтвердила их полную утрату. Это не остановило исследователей: на основании собранного материала они воссоздали утраченные образы на внутренних сторонах Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой и Кутафьей башен.
На выставке в Аптекарском приказе Музея архитектуры имени А. В. Щусева можно узнать, как менялись за долгие столетия кремлёвские башни и расположенные на них иконы. Эта история отражена в более чем 100 экспонатах: древнейших планах Кремля, его графических и живописных изображениях, гравюрах и фотографиях, в том числе уникальных снимках, запечатлевших реставрацию Кремля после обстрела в 1917 году. В экспозиции показаны также современные эскизы воссозданных образов, выполненные специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления.
Спасская башня. Внешний восточный фасад
Икона Спаса на башне появилась на возвращение русскому государству Смоленска в 1514 году. В 1521 году после избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея на иконе появились образы Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Самое раннее упоминание о существовании иконы на Фроловской башне (так раньше называлась Спасская) встречается в источниках 1589 года. На архитектурных планах Кремля начала XVII века над проездом хорошо виден киот. На протяжении XVII–XIX веков башня неоднократно перестраивалась, ремонтировалась после пожаров, а образ поновлялся. В 1920-е годы икона была первой в списке "религиозных изображений на воротах Кремля, которые обладают исторической ценностью и подлежат сохранению". В 1930 году фреска была скрыта, а в 2010-м – открыта и отреставрирована.
Спасская Башня. Внутренний западный фасад
Здесь размещена икона Печерской Божией Матери со святителями Петром и Алексеем, а также образ Спаса Нерукотворного над ними. Сюжет появился после осады Москвы крымским ханом Махмет-Гиреем в 1521 году. Икона переписывалась в 1672 и 1866 годах. В 1925 году надвратный образ Печерской Божией Матери был снят одним из первых, поскольку у реставраторов не было возможности аппелировать к его древности. Созданный в 2022–2023 годах образ разработали на основании сохранившихся источников середины XIX – начала ХХ веков.
Никольская башня. Внешний восточный фасад
Посвящение башни Святителю Николаю связано, скорее всего, с располагавшимся рядом древним монастырём Николы Старого. Контуры образа хорошо видны на самых ранних планах Кремля. В 1812 году башня была частично разрушена взрывом при отступлении армии Наполеона, но киот с иконой уцелели. В 1816 году башня восстановлена по проекту архитектора Осипа Бове. При всех последующих работах на башне икона продолжала сохраняться в первоначальном виде. В ходе боёв в Москве в 1917 году башня и икона были сильно повреждены. С фотографии расстрелянной фрески написали икону "Никола Раненый", которая была подарена адмиралу Колчаку как символ сопротивления советской власти. В 1918–1923 годах образ отреставрировал реставратор и потомственный иконописец Григорий Чириков. Впоследствии эту работу относили к важнейшим достижениям советской реставрации 1920 годов. Но в 1930 году икона была скрыта за штукатуркой по сетке и снова открыта в 2010 году.
Никольская башня. Внутренний западный фасад
Здесь размещалась икона с изображением святого Леонтия, затем образ Богородицы, а в 1913 году источники зафиксировали образ Казанской Божией Матери. В 1922 году она была демонтирована, поскольку не представляла интереса как древний памятник. Восстановленное изображение точно повторяет историческое на основе сохранившихся фотографий конца XIX – начала XX века.
Троицкая башня. Внешний западный фасад
Первое упоминание о надвратном образе Знамения Пресвятой Богородицы относится к 1646 году. На протяжении XVII–XVIII веков образ соседствовал с часами, которые были разрушены в 1812 году. В 1868–1870 годах башня была перестроена, а образ поновлён. В начале 1920-х годов фрески Троицкой башни отнесли к ценным памятникам наряду с иконами на Спасской и Никольской башнях. В 1925 году реставратор Павел Юкин укрепил его и сделал цветной рисунок. Однако после этого изображение было уничтожено, а в круглой нише иконы разместили часы.
Троицкая башня. Восточный внутренний фасад
Икона Святой Троицы появилась в связи с размещавшимся на территории Кремля Троице-Сергиевым монастырём – подворьем Троице-Сергиевой Лавры. В 1925 году реставратор Павел Юкин датировал фреску XVII веком, а в 1930 году она была закрыта штукатуркой по сетке. Во время реставрации башни в 1950-х годах изменили её фасад и форму киота, что повлекло утрату образа. Существующий сегодня на башне образ восстановлен в 2022–2023 годах.
Кутафья башня
С XVII века на башне размещались образы святых Бориса и Глеба, царя Константина и князя Владимира. В 1920-х годах иконы сняли как поздние и не имеющие исторической ценности, а в 2022–2023 годах их воссоздали на основании исторических данных и традиционной иконографии.
Боровицкая башня. Внешний и внутренний фасады
К началу ХХ века на внутреннем фасаде башни размещались образ Иоанна Предтечи, а на внешнем – икона ярославских святых. Первый был известен ещё с XVII века, но в 1920-е годы реставраторы отнесли иконы к XVIII веку как "не представляющие интереса" – предположительно, для того, чтобы спасти более древние фрески. В 1925 году иконы были удалены, а на месте киота с внешней стороны установили часы. В 2022–2023 годах на основании исторических фотографий и икон восстановили изображение Иоанна Предтечи.