Пили коктейли у барной стойки
– "Баръ Америкенъ" – один из самых первых заведений в России, которое сформировал две новые привычки у москвичей – быстро завтракать и пить коктейли у барной стойки. Люди, не снимая верхней одежды, на ходу брали в буфете нехитрую закуску и съедали её, стоя за высоким столиком. В России мода на быстрый перекус пришла в конце XIX века, – рассказывает коллекционер и организатор выставки Наталья Титова. – Помимо этого в Москве появляется новая культура употребления спиртных напитков. Раньше смешивание алкоголя считалось чудачеством, а вина и шампанское без еды в ресторанах не употребляли.
Наталья узнала о баре Америкенъ в музейной дореволюционной газете, там же были написаны и цены на блюда из меню.
– Цены были доступными: горячие блюда от 20 копеек и дороже, разнообразные бутерброды стоили дороже, чем в обычных буфетах, – целых 20 копеек. Пиво – 10 копеек, два бокала можно было купить по выгодной цене – всего 15 копеек. О "Баръ Америкенъ" мало кто знает, – делится Наталья. – Практически никакой информации не осталось, но сохранились тарелки с логотипом бара. Также в рекламе владелец бара приглашал к себе не только деловых людей, но и влюблённых на свидание, а также мужчин с их любовницами…
Быстро перекусить в кофейне можно было и в 19-м веке
У Натальи в коллекции есть меню кофейни Филиппова, датированное 1911 годом.
– Здесь можно было не только выпить кофе, но и сытно поесть. Цены были сопоставимы с ценами в окрестных ресторанах: окрошка с телятиной – 60 коп., ботвинья с осетриной – 80 коп., котлеты по-киевски – 75 коп., ризотто из куриных потрохов – 50 коп., грибы в сметане – 50 коп. Интересны цены за закуску: редиска в сметане 45 коп., а огурец – 5 коп. Здесь даже подавали шашлыки, совсем уж неожиданное блюдо для такого заведения, – подчёркивает Наталья. – Кухня восточных народов была невероятно популярна в Москве начала ХХ века. Порция шашлыка стоила 50 коп. Но гастрономическим изыском кофейни были пирожки. Их даже упоминали в московских путеводителях: нельзя побывать в Москве и не отведать поросят в трактире Тестова и пирожков в кофейне Филиппова.
От танцовщиц зависел успех ресторана
– В этой карикатуре речь идёт о конкурентной борьбе содержателей летних садов "Эрмитаж" и "Аквариум". С одной стороны, москвичи летом разъезжались кто куда. С другой – у них был огромный выбор, куда отправиться за приключениями. Чтобы привлечь гостей, владельцы ресторанов придумывали весёлые мероприятия. "Картечь этуалей" – программа, в которой выступали кафешантанные артистки – танцовщицы, которые обычно выступали в неприличных для общества номерах. После выступления их можно было пригласить к себе за столик. От этого зависел и успех буфета – будет ли заказано много вина, фруктов и угощений.
Меню садовых буфетов "Сада Эрмитаж" Наталье обнаружить не удалось, но сохранилась любопытная зарисовка из бытовой жизни ресторана, записанная в газете прошлого века.
— В 1903 году было замечено, что из буфета пропадает посуда, принадлежавшая содержателю сада Я. В. Щукину. Неизвестный украл на 500 рублей – по тем временам сумма вполне приличная. Оказалось, что ворует местный садовый официант. Посуду обнаружили у него дома.
Выступал сам Гарри Гудини
– Но самым легендарным рестораном того времени был "Яръ". Про яровские концерты современники говорили, что это лучшие увеселения. Зрелищные шоу состояли из нескольких номеров. На сцену поднимались певцы с певицами, хоры, танцоры и юмористы с куплетистами, а также дрессировщики животных, жонглёры, чревовещатели, "художники-моменталисты", "живые скульптуры", "таинственные куклы", "юмористы-трансформаторы", "гимнасты-гладиаторы" и прочие феномены.
По словам коллекционера, в ресторан заезжал знаменитый "непобедимый борец г. И. Иозефсон" из Исландии. Он платил тысячу германских марок тому, кто в поединке с ним мог устоять на ногах в течение пяти минут.
– Вряд ли кто-то из гостей решился бросить ему вызов, но прославленных российских борцов исландец вызвал на баттл". Помимо этого в ресторан заезжал иллюзионист Гарри Гудини. Такие яркие номера называли "гвоздями" или "аттракционами". Было подсчитано, что за год в "Яре" показывали около двухсот номеров лучших российских и европейских артистов. Чтобы рассказать о вечерней программе москвичам, сотрудники заведения создавали афиши или подавали рекламу в московскую прессу.