Выставка "Иконы-складни императорской семьи" в Государственном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва возникла из экспертной практики: специалистам музея стали часто попадаться иконы в форме складня, которые дарили высокопоставленным особам – в первую очередь, членам императорской семьи Романовых. Пять царских икон на выставке напоминают об отдельных эпизодах из их жизни и раскрывают истории авторов-художников.
– Иконы рассказывают и о поисках национального своеобразия в русской культуре, – объясняет Metro куратор выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублёва Жанна Белик. – Они особенно активизировались в правление Николая I, который начал много думать о национально ориентированном производстве и поддерживать русскую культуру. И, конечно, особенно актуальными поиски национального были после войны 1812 года.
Например, автора этой иконы, художника Василия Макаровича Пешехонова, его внук называл "художником византийской церковной живописи" – именно так презентовал себя не только мастер, но и многие его коллеги-современники. Через пять лет после написания этой иконы Василий Пешехонов получил звание поставщика императорского двора и стал начальником иконописного цеха в Петербурге. Икона напоминает об истории великого князя Николая Константиновича, который был обвинён в семейной краже бриллиантов и по решению Романовых навеки сослан подальше от российской столицы. Он жил в Средней Азии, много занимался научной работой и благоустройством Туркестанского края. Эта икона, подаренная на первый год жизни Николая Константиновича, хранилась в семье его потомков по линии супруги, ташкентской казачки Дарьи Часовитиной, и была продана на аукционе два года назад.
Оклад иконы тоже выполнен выдающейся фирмой – ювелирной фабрикой Игнатия Сазикова, который в год её создания покорил мир на первой Всемирной промышленной выставке в Лондоне. Там он получил золотую медаль за свои серебряные изделия и закрепил статус русских ювелиров как лучших в мире. Игнатий Сазиков первым среди них начал придавать своим изделиям национальный колорит, и его династия считается родоначальницей "русского" направления в ювелирном деле. Сазиков тоже был поставщиком русского императорского двора.
Звание поставщика императорского двора означало, что в течение десяти лет получивший его был обязан создавать для царской семьи ни много ни мало шедевры. Оно давалось лично и не переходило на наследству, однако фирме Сазикова удалось его сохранить на протяжении трёх поколений ювелирной династии. Затем фабрику приобрёл Иван Петрович Хлебников, который тоже получил звание высочайшего поставщика. Хлебников стал автором иконы-складня, которую 18-летнему Николаю II подарила охрана (на современный лад – полиция) Московского мещанского общества.
– Любой подданный Российской империи мог открыть специальный календарь, в котором обозначалось, когда в течение года у царских особ будут приёмные дни, подготовиться и подарить кому-то из Романовых подарок, – рассказывает Metro Жанна Белик. – Эта возможность личной встречи позволяла рассказать о своих бедах и решить какую-то проблему. Такие подношения именно цесаревичу часто это позволяли, потому что с первым лицом встретиться было сложнее. Например, известен случай, когда цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II, привёз отцу-императору из путешествия по России 16 тысяч просьб, большинство из которых он удовлетворил ещё на месте.
Чтобы преподнести подарок, нужно было подать письмо в канцелярию императорского двора, после чего изучались прошение и информация о личности, которая его подавала. Если человек был благонадёжным, то о его просьбе докладывали царю и в случае согласия такая встреча происходила. Венценосная особа тоже дарила ответный подарок: часы, перстень и т. д.
– Иконы царской семье дарили часто, потому что Романовы были очень набожными людьми, – рассказывает Жанна Белик.
Икону "Благословение детей" подарили настоятель и братия Свято-Троицкой Сергиевой лавры на день рождения долгожданного наследника Алексея Николаевича. О его появлении молилась вся империя, ведь по закону о престолонаследии трон мог унаследовать только прямой потомок императора мужского пола, и его отсутствие означало бы конец династии. Монастырь обратился с просьбой о создании иконы на знаменитую золотоканительную фабрику Алексеева, где выполнили эту тончайшую работу эмалью и серебром. Интересно, что корпуса фабрики на улице Станиславского до сих пор сохранились: в советские годы в них работал завод "Электропровод", а сейчас они реконструированы и функционируют как бизнес-центр "Станиславский".
На выставке показывают складни, подаренные Романовым от разных сословий – дворян, мещан, духовенства и, наконец, от старообрядцев, от которых и пришла сама по себе форма складня. Для староверов особенно много работала династия ювелиров Мишуковых, которые последовательно воплощали в своей работе своеобразие русского национального стиля. Так, на 300-летие дома Романовых, которое отмечалось в 1913 году, московские старообрядцы заказали у Фёдора Мишукова богатейший серебряный складень. Этот дар был связан ещё и с тем, что именно Николай II легализовал старую веру, издав в 1905 году указ "Об укреплении начал веротерпимости".
Фёдор Мишуков пережил Романовых, Великую Отечественную войну и стал настоящим столпом художественной чеканки. Он был одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси, стал основателем научной реставрации металлических предметов, работал в Оружейной палате и Историческом музее. Ещё в юности он начал делать обмеры и зарисовки лучших образцов церковной утвари и храмового убранства в древних монастырях и храмах от Москвы до Архангельска. Так Мишуков выработал свой оригинальный стиль, совмещавший декор и утраченные ювелирные технологии разных эпох – от домонгольской Руси до московского и ярославского узорочья позднего Средневековья. И это ещё один пример того, как отношение к работе переживает её автора и эпохи.