Ирландский кинокритик и режиссёр документальных фильмов Марк Казинс – страстный энтузиаст кино. Его самая известная работа – 15-часовая (!) эпопея "История кино: Одиссея", посвящённая столетней истории кинематографа. Его новый фильм "История кино: Новое поколение" сосредоточен только на последнем экранном десятилетии.
В интервью для кинокомпании Cineville Казинс рассказывал, что в период его беспокойного детства в Белфасте, приходя в кинотеатр, в уютной полутьме перед горящим экраном он чувствовал себя защищённым. Личное отношение режиссёра сразу ощущается в начале "Истории". Последнее десятилетие, говорит Казинс, было очень трудным. Неудивительно, что наше поколение хочет "сбежать в параллельную вселенную кино", будь то забавные комедии или супергеройские фильмы. Так появляется портрет современного зрителя – эскаписта, обеспокоенного ситуацией в реальности, где многое поменялось. Из реальности в кинематограф последнего десятилетия проникли вопросы расы, гендера, сексуальной ориентации. А также цифровые технологии, новые форматы и главное – стриминговые платформы.
К недостаткам фильма можно отнести то, что Казинс совсем не рассматривает последние. Даже о CGI (неподвижные и движущиеся изображения, сгенерированные при помощи трёхмерной компьютерной графики) в кино он говорит мало и в основном отмечает фильмы, где без компьютерных эффектов удалось обойтись. Фактически у него несколько старомодный взгляд на кинематограф. В его масштабном, почти трёхчасовом исследовании неплохо было бы поговорить о самых новаторских подходах, например о фильмах, снятых на мобильный телефон, как выдающийся артхаус "Мандарин" (2015) Шона Бэйкера или симпатичный российский фильм "Синдром жизни" (2022) со Светланой Немоляевой.
Показывая фрагменты фильмов, Казинс зачастую просто комментирует происходящее на экране или вовсе выступает Капитаном Очевидность, например: "Джокер" – это фильм о разъярённом мужчине". Но у автора есть и интересные наблюдения, особенно о визуальном новаторстве современных экшен-фильмов или о возрастающей популярности смешанных жанров. Один из приведённых им примеров последнего – индийский суперхит проката "ПиКей" (2014), где посреди лёгкости и болливудских танцев вдруг террористы взрывают поезд.
Главное же достоинство "Истории" – невероятная эрудированность Казинса. Он рассказывает о фильмах всей планеты: Таиланд, Сингапур, Эстония… Демонстрируя кинозалы со всего света, режиссёр показывает и старейший московский кинотеатр "Художественный". Кстати, в разговоре о женщинах в кино в интервью Cineville Казинс первым назвал имя гениального советского режиссёра Ларисы Шепитько.
С просмотра "Истории" вы выйдете просвещённым, как после хорошей увлекательной лекции. И пожалуй, лучше начнёте понимать не только кинематограф, но и современный мир.