Что случилось на Тайване?
Когда-то остров Тайвань принадлежал Японии. После окончания Второй мировой он перешёл под контроль Китайской Республики. В 1950 году после поражения в гражданской войне правительство Гоминьдана бежало на Тайвань, где временной столицей стал город Тайбэй.
Сейчас Китайская Республика – демократия с полупрезидентской системой и всеобщим избирательным правом, она "полунезависима" от материкового Китая.
Вот что рассказал Metro политолог Артемий Атаманенко:
– У Китая и Тайваня существует недопонимание, идущее из глубины веков, и США пользуются этим в своих интересах. Для Китая Тайвань остаётся национальной территорией, как и для нас долгое время был Крым. Тайвань не признан мировым сообществом как отдельное государство. Никем, кроме США и Великобритании. Для Америки превыше всего – укрепление своего политического влияния в Азиатском регионе. Это гарант сохранения позиции США как страны-гегемона. И именно Тайвань помогает Америке держать Китай в напряжении.
Визит Нэнси Пелоси на остров усугубил ситуацию: американцы не показывались в регионе с 1997 года. Даже бывший президент США Дональд Трамп в недоумении из-за визита Пелоси на остров. "Почему сумасшедшая Нэнси Пелоси на Тайване? Всегда создаёт проблемы", – написал он в соцсетях. И выразил мнение, что все поступки Пелоси приводят к негативным последствиям (включая две попытки импичмента Трампа, когда он был главой Соединённых Штатов).
Тем временем Китай "бряцает оружием" – стягивает военную технику поближе к региону. Официальный представитель канцелярии Госсовета КНР по делам Тайваня Ма Сяогуан заявил, что США и правящая на Тайване Демократическая прогрессивная партия стали разрушителями мира в регионе.
Пока последствия поступка Пелоси трудно предсказать, но нервничать некоторых жителей Тайваня он заставил определённо.
"Держу документы при себе"
Российская жительница Тайваня Инна на условиях анонимности рассказала Metro, что на острове обстановка местами "горячая".
– Я себя не очень безопасно чувствую ещё с воскресенья. Но, по словам моих коллег-тайваньцев, волноваться не стоит. Они только посмеиваются. Пока всё как обычно – пошли сегодня на работу, сейчас вот едем в метро. Угрозы от китайцев поступают уже давно и регулярно, к этому все привыкли. Однако по просьбе родителей, которые очень за меня переживают, я свой паспорт и все важные документы ношу с собой, на всякий случай. Надеюсь, Пелоси улетит благополучно.
Вообще, Инна не думала, что американка реально прилетит на остров. Но это произошло, и поэтому возник повод для беспокойства.
– Но я считаю, что Тайвань – одна из самых безопасных стран в мире. Политический вопрос, наверное, только сейчас так остро ощущается. Ещё был момент – протесты в Гонконге, ну и всё, пожалуй. Говорят, армия Китая стягивается на учения, но выстрелов я не слышала. И не думаю, что они будут.
Инна стала проживать на Тайване в 2012 году. Она поступила в местный университет и отучилась на бакалавра.
– Мне тут очень нравятся природа, безопасность, качество жизни. Планирую ближайшие годы быть здесь, работать – и заодно получать постоянное резидентство.
"Если Китай захочет, то применит силу"
Ещё один российский житель острова Влад Чижов (23 года) учится на Тайване в магистратуре. После окончания планирует вернуться в Россию. Он сообщил Metro, что на острове не придают столь большого значения визиту Пелоси, как в иностранных СМИ.
– Я, например, узнал о происходящем после того, как мне стали писать родственники из России. Непосредственно ближе к самому прилёту Пелоси местные СМИ стали уделять чуть больше внимания. В основном все её ждали и говорили, что это является показателем того, что США не бросят Тайвань в случае военной агрессии со стороны материкового Китая. Некоторые из моих одногруппников даже ездили в аэропорт и вели прямые трансляции приземления её самолёта. На небоскрёбах появлялась надпись: "Тайвань любит США".
Чижов отметил, что приезд Пелоси островитяне не воспринимают как угрозу своей безопасности.
– По сути, если Китай захочет военным путём присоединить Тайвань, то ему вовсе необязательно использовать данный повод. Знакомые тайваньцы говорят, что самого факта существования сегодняшнего "полунезависимого" Тайваня с его выборами в парламент (или главы острова) достаточно, чтобы Китай начал действовать более решительно. Поэтому они уже привыкли к постоянным угрозам с другого берега. Какая-то часть населения всё же выходила с протестами и караулила Пелоси возле отеля, но, судя по всему, этих людей – меньшинство.
Чижов напомнил, что когда правительство Гоминьдана переехало из Китая на Тайвань (несколько миллионов), у многих на материке остались родственники.
– Это поколение тайваньцев ещё живо, они взаимодействуют с китайцами. А вот молодёжь, где-то 80 процентов, называет себя тайваньцами. Они говорят, что не хотят иметь ничего общего с китайцами. Я когда-то учился в Китае, могу сравнивать. Молодые китайцы и тайваньцы мало знают друг о друге, не хотят в это глубоко погружаться. Есть ещё небольшое влияние японцев на тайваньцев, которое отражается в привычках, поведении. Так, тайваньцы более скромные и застенчивые в сравнении с китайцами. В целом, ненависти между китайцами и тайваньцами нет, они немного разные. Но ощущается общая принадлежность к китайской культуре. Хотя тайваньцы и отрицают, что они – китайцы, но всё-таки пропитаны некоей "китайщиной".
Он также добавил, что есть некое "флюгерство" среди определённой категории тайваньцев.
– Например, бизнесмены с Тайваня, работающие в Китае, играют по китайским правилам, поддерживают материковую власть, стараются быть осторожными. То же самое относится к тайваньцам из шоу-бизнеса. Если они хотят на китайской сцене развиваться, то везде должны говорить: "Мы – китайцы, мы – едины". Их не любят на родине, говорят: "Вы зарабатываете там деньги, но, чуть что, возвращаетесь на Тайвань и переобуваетесь, считаете себя уже тайваньцами, хотите пользоваться местной страховкой". Такие внутренние конфликты, увы, иногда случаются.
Читайте также: