В августе 2014 года президент Владимир Путин подписал указ, запретивший импорт в Россию мяса, молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и орехов из США, ЕС, Норвегии, Австралии и Канады.
По данным Минсельхоза, за 2014–2023 годы сельское хозяйство выросло на треть, а пищевых продуктов стали производить почти на 43% больше.
При этом плодоовощной продукции (куда также входят ягоды и грибы) наши производители стали выпускать на 70% больше. Объёмы производства плодоовощной продукции за 10 лет увеличились в 1,7 раза и в 2023 году. Производство всех видов мяса выросло с 8,5 млн тонн в 2014 году до отметки около 12 млн тонн в 2023 году, рассказывает Metro Дмитрий Леонов, зампред правления ассоциации "Руспродсоюз".
Если в 2013 году производство свинины составляло 2,8 млн тонн, то в прошлом году оно превысило 4,7 млн тонн. Производство мяса птицы выросло с 3,8 до 5,3 млн тонн.
– Валовые сборы картофеля увеличились с 5,3 до 8,6 млн тонн, моркови — с 569 до 880,3 тысячи тонн, – отмечает Леонов. – Выпуск овощей защищённого грунта вырос с 644 тыс. тонн до 1,6 млн тонн, а объёмы производства молока – с 29,8 до 33,8 млн тонн.
По словам эксперта, сегодня уровень самообеспечения России по основным категориям продуктов питания превышает 100%. Так, по мясу и мясопродуктам он составляет 100,5%, по сахару – 108,5%, по рыбе – 163,7%, по зерну – 175,3%, а по растительному маслу – 226,9%.
С 2014 года поставки продукции АПК за границу выросли на 160%, свидетельствует статистика Минсельхоза. В 2013 году за рубеж её было поставлено на сумму в 17,1 млрд долларов, а в 2023 году – на 43,5 млрд долларов. Россия кормит практически весь мир.
После введения контрсанкций в 2014 году иностранные продовольственные компании стали перемещать производства в Россию и заказывать сырьё у российского производителя, говорит Metro генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. Так, компания Pepsi раньше завозила семена картофеля для чипсов из-за границы, а теперь покупает их в России.
Федяков обращает внимание, что в 2014 году доля импорта продуктов питания в Россию составляла примерно 50%. В 2022 году, когда началась СВО, она упала до 25%.
– Десять лет назад было выгоднее импортировать, чем производить внутри страны, так как спрос на импортное был больше, ведь население высоко ценило иностранную продукцию, – комментирует Федяков.
Аналитик отмечает, что в последние 2 года импорт продовольствия в нашу страну всё же вырос, так как иностранные компании ушли из России. Многие россияне привыкли к некоторым зарубежным брендам – к примеру, к кока-коле. И к нам начали ввозить этот напиток из стран, которые не находятся с Россией в геополитической конфронтации: у нас продаётся кока-кола из Афганистана и Грузии.
– Доля импортной кока-колы выросла на 10% от всего импорта безалкогольной продукции, – отмечает эксперт.
Когда ввели контрсанкции в августе 2014 года, Пелагея Стерлигова и Олег Сирота (тогда её супруг) поняли, что нужно вкладываться в создание своей сыроварни, поскольку путь западному сыру на столы россиян стал закрыт.
На открытие сыроваренного бизнеса у супружеской пары ушло примерно 10 млн рублей, рассказывает Metro Пелагея Стерлигова. Для этого они продали маленький IT-бизнес и две свои машины. А два года назад собеседница Metro начала свой собственный бизнес по производству крафтовых сыров.
– Эта продукция пользуется спросом, – отмечает она. – Правда, это дело больше для души, чем для денег. Но на жизнь хватает.