Что приобрела Россия благодаря продовольственным санкциям

За 10 лет Россия нарастила производство продовольствия по ряду ключевых позиций и увеличила экспортный потенциал
Что приобрела Россия благодаря продовольственным санкциям
@РИА "Новости"
10 лет назад Запад начал давить нас санкциями, а мы начали давить его сыр.

В августе 2014 года президент Владимир Путин подписал указ, запретивший импорт в Россию мяса, молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и орехов из США, ЕС, Норвегии, Австралии и Канады. 

По данным Минсельхоза, за 2014–2023 годы сельское хозяйство выросло на треть, а пищевых продуктов стали производить почти на 43% больше. 

При этом плодоовощной продукции (куда также входят ягоды и грибы) наши производители стали выпускать на 70% больше. Объёмы производства плодоовощной продукции за 10 лет увеличились в 1,7 раза и в 2023 году. Производство всех видов мяса выросло с 8,5 млн тонн в 2014 году до отметки около 12 млн тонн в 2023 году, рассказывает Metro Дмитрий Леонов, зампред правления ассоциации "Руспродсоюз". 

Если в 2013 году производство свинины составляло 2,8 млн тонн, то в прошлом году оно превысило 4,7 млн тонн. Производство мяса птицы выросло с 3,8 до 5,3 млн тонн.

– Валовые сборы картофеля увеличились с 5,3 до 8,6 млн тонн, моркови — с 569 до 880,3 тысячи тонн, – отмечает Леонов. – Выпуск овощей защищённого грунта вырос с 644 тыс. тонн до 1,6 млн тонн, а объёмы производства молока – с 29,8 до 33,8 млн тонн.

Цифра
160
стран покупают российские продукты питания, по данным Минсельхоза.

По словам эксперта, сегодня уровень самообеспечения России по основным категориям продуктов питания превышает 100%. Так, по мясу и мясопродуктам он составляет 100,5%, по сахару – 108,5%, по рыбе – 163,7%, по зерну – 175,3%, а по растительному маслу – 226,9%.

С 2014 года поставки продукции АПК за границу выросли на 160%, свидетельствует статистика Минсельхоза. В 2013 году за рубеж её было поставлено на сумму в 17,1 млрд долларов, а в 2023 году – на 43,5 млрд долларов. Россия кормит практически весь мир.

После введения контрсанкций в 2014 году иностранные продовольственные компании стали перемещать производства в Россию и заказывать сырьё у российского производителя, говорит Metro генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. Так, компания Pepsi раньше завозила семена картофеля для чипсов из-за границы, а теперь покупает их в России.

Федяков обращает внимание, что в 2014 году доля импорта продуктов питания в Россию составляла примерно 50%. В 2022 году, когда началась СВО, она упала до 25%.

– Десять лет назад было выгоднее импортировать, чем производить внутри страны, так как спрос на импортное был больше, ведь население высоко ценило иностранную продукцию, – комментирует Федяков.

Аналитик отмечает, что в последние 2 года импорт продовольствия в нашу страну всё же вырос, так как иностранные компании ушли из России. Многие россияне привыкли к некоторым зарубежным брендам – к примеру, к кока-коле. И к нам начали ввозить этот напиток из стран, которые не находятся с Россией в геополитической конфронтации: у нас продаётся кока-кола из Афганистана и Грузии.

– Доля импортной кока-колы выросла на 10% от всего импорта безалкогольной продукции, – отмечает эксперт.

Когда ввели контрсанкции в августе 2014 года, Пелагея Стерлигова и Олег Сирота (тогда её супруг) поняли, что нужно вкладываться в создание своей сыроварни, поскольку путь западному сыру на столы россиян стал закрыт.

ЦИТАТА
Мы начали искать уже землю конкретно под сыроварню осенью 2014 года. За год была найдена земля. Мы сидели на огромной поляне и мечтали, что у нас будет огромный завод и мы будем возить фурами сыр в регионы и за рубеж. Желающим начать производить продовольствие в России в 2014 году был обеспечен стопроцентный успех.
— Пелагея Стерлигова, владелица производства крафтовых сыров

На открытие сыроваренного бизнеса у супружеской пары ушло примерно 10 млн рублей, рассказывает Metro Пелагея Стерлигова. Для этого они продали маленький IT-бизнес и две свои машины. А два года назад собеседница Metro начала свой собственный бизнес по производству крафтовых сыров.

– Эта продукция пользуется спросом, – отмечает она. – Правда, это дело больше для души, чем для денег. Но на жизнь хватает.