Алексей Львович внимательно изучил новостной повод и пришёл к выводу, что повода-то, по крайней мере, для волнения, нет. Немного добавили, где-то урезали, но буквально микроскопически.
Что усложнили на базовом уровне
Абитуриентов, которые нацелились на специальности, где математика не входит в список вступительных экзаменов, ждёт, как и прежде, экзамен базового уровня, но с небольшими изменениями, на которые стоит обратить внимание, чтобы чувствовать себя увереннее: количество вычислительных задач увеличилось на одну. Конечно, это некоторое усложнение, но для детей, которые хотят просто сдать экзамен — получить минимальную отметку, вряд ли будет разница 20 заданий в списке или 21.
В задачах по геометрии теперь есть задание, относящееся к вычислению или оценке площади плоской фигуры, несложное и практически осмысленное. В качестве примеров заданий на построение математической модели приводится традиционная задача "про пешеходов" и модная и в какой-то степени актуальная задача на подорожание и подешевение. Задачи обоих типов решаются школьниками в больших количествах, в том числе в ходе подготовки к ЕГЭ. При этом, чтобы получить минимальную отметку, ведь это базовый уровень и от отметки получение аттестата или поступление в вуз не зависит, необходимо решить не все задачи, а в последние годы, например, пять или шесть. Так что на вопрос, усложнился ли базовый ЕГЭ по математике, можно ответить однозначно – нет. Он стал немного более разнообразным, что можно только приветствовать: элемент натаскивания сокращается, элемент решения простых, традиционных разнообразных задач немного растёт.
А если посмотреть на математику в профиль
— В этом году профильный экзамен изменился тоже немного, — подчеркнул академик, — уменьшилось количество задач, которые 80–90% детей на профильном экзамене умеют решать. Причина проста: главная задача экзамена –дифференцировать поток поступающих. Устроить разумную шкалу. Причём можно ожидать, что в результате порогового уровня достигнет примерно та же доля детей, что и в прошлом году, шкала будет автоматически корректироваться. Появилась интересная задача с восстановлением квадратичной функции по её графику, будем надеяться, что на экзамене эта идея будет иметь какой-то новый поворот.
Что касается усиления в экзаменационных заданиях значения теории вероятностей и добавления статистики, то профессор предлагает не искать сиюминутных причин данного изменения.
– Процесс последовательно идёт с начала 2000 года, – уточнил Алексей Львович. – Отечественная школа запоздала с этими элементами функциональной грамотности, ориентации в современном мире. И в школьные программы, и в ЕГЭ, и ОГЭ 11-го и 9-го классов эти элементы вводятся постепенно, и это хороший пример модернизации школьного образования, когда учителя представляют, чего им ожидать через год, а чего — через несколько лет. Такой подход можно только приветствовать, и опять же – изменения здесь невелики.
Рекомендации абитуриентам
Больше предусмотреть и потратить времени на теорию вероятностей и статистику, присмотреться пристальнее к аналитической геометрии — координатам и векторам, это поможет вам решить геометрическую задачу средней сложности, которая будет выше цениться в этом году.
– Изменения небольшие, — вынес вердикт академик. — Учителя и дети вполне за оставшееся время до экзаменов легко это учтут в ходе подготовки.