В своём новом фильме американский режиссёр индийского происхождения, известный своими мистическими триллерами с неожиданными сюжетными поворотами, решил показать охоту на маньяка глазами самого убийцы. А вдохновился М. Найт Шьямалан реальной тайной спецоперацией 1985 года под кодовым названием "Флагман", когда полиции Вашингтона удалось поймать сотню беглых преступников, заманив их на матч по американскому футболу бесплатными билетами.
По сюжету отец (Джош Хартнетт) ведёт свою дочь (Ариэль Джой Донохью) на концерт её любимой поп-звезды Леди Рэйвен. Неожиданно площадку оцепляют полицейские. Выясняется, что среди посетителей концерта может находиться безжалостный серийный убийца по прозвищу Мясник. И уже в самом начале становится очевидно, что этот преступник – отец девочки.
Не последнюю роль в вашем фильме сыграли соцсети, благодаря которым удалось остановить и поймать убийцу. Насколько необходимо было показать пользу, которую они приносят, и как вы сами лично к ним относитесь?
– В фильме есть два персонажа с совершенно разной жизненной философией. Сознание героя Джоша (Хартнетта, исполнителя главной роли. – Прим. ред.) вообще раздвоено, и никто до конца не знает, кто он на самом деле такой, его жизнь покрыта мраком. И есть персонаж Салеки, певицы, которая открыта миру. Своим творчеством и жизненной позицией она нам говорит, что мы все здесь для того, чтобы заботиться друг о друге. Но именно это и делает её чересчур уязвимой. И вот эти две идеологии сталкиваются. И хотя тема социальных сетей вообще меня очень пугает, в фильме мне необходимо было обратиться к ней, чтобы показать, как её потенциал может объединить нас всех, чтобы мы могли прийти друг другу на помощь в трудный момент.
Вы уже не первый раз привлекаете к работе членов своей семьи. Как это помогло вам в работе над "Ловушкой"?
– Как ни странно, для меня работа с моими близкими мало чем отличается от работы с другими артистами. Мне не важно, кто это: моя дочь, чей-то ещё ребёнок или бродвейский актёр. К тому же я всегда говорил своим дочерям, что нельзя никому и ничему позволять вмешиваться в твои отношения с искусством. Хотя это трудно сделать, потому что нас всё время подсознательно просят отказаться от части себя. Якобы так вас скорее примут в искусстве и для вас самих это будет безопаснее и проще. Но я всегда говорю им, что это краткосрочная выгода и долгосрочная потеря. Так что будьте осторожны, но не стоит совсем убегать от этого, не становитесь бунтовщиком. Слушайте внимательно других и честно отдавайте отчёт в том, на что вы способны.
Наблюдая за тем, как ваша старшая дочь Ишана снимала "Смотрителей", где вы были продюсером, чему вы от неё научились, что, может быть, использовали в "Ловушке" или что присмотрели для будущих проектов?
– Это отличный вопрос. Знаете, Ишана более открыта для перемен, чем я. Она может придумать какую-то новую штуку, которая вдруг всё изменит. В то время как я создаю каждый кадр, следуя сценарию, у меня всё под контролем и я уверен в том, что делаю. Но она научила меня, что в любой момент что-то может пойти не так и нужно быть к этому готовым. И это не обязательно отменяет возможность того, что вы открыты для другой идеи, которая может изменить всё. Итак, в этом фильме я немного это почувствовал, и она помогла мне это сделать. Например, есть небольшая эпизодическая роль Кида Кади, и я просто немного открылся и позволил случиться всему, что должно было случиться. И это было очень красиво и весело.
Давайте немного поговорим об игре Джоша Хартнетта. Что заставило вас принять решение взять его на роль? Может, то, что у вас много общего, например, у вас обоих по три дочери.
– Да, он тот самый актёр, который идеально вписался в эту роль. В первую очередь Джош талантлив, очень красив, он главный герой, суперзвезда. И при этом у него есть и другая сторона: он готов отказаться от всех атрибутов суперзвезды и превратиться в актёра-дебютанта. Я это заметил по его лицу, когда мы разговаривали, и подумал: "О, он сможет это сделать идеально". И он это сделал.
Расскажите немного о Салеке. Она не только музыкант, певица, у неё в картине также есть несколько драматических сцен. Каково было работать с ней, чтобы сбалансировать эти два аспекта творчества художника?
– Как правило, я стараюсь работать с очень опытными артистами, которые благодаря своему набору профессиональных навыков могут выдать любую эмоцию без фальши. Джош попадает в эту категорию актёров мирового уровня. Но также я люблю работать с начинающими артистами, людьми, которые никогда раньше по-настоящему не вживались в образы других людей, оставаясь в большей степени собой, и я помогаю им в этой части искусства перевоплощения. Теперь что касается Салеки. С музыкальной точки зрения она, как Джош в кино, артистка мирового класса, там она всё знает, всё может, сама пишет песни, сама продюсирует, сама всё микширует. Она всю свою жизнь, с четырёх лет, занималась музыкой и виртуозно владеет этим видом искусства. А как актриса она пока в другой категории. Это чистая открытая душа, tabula rasa. Итак, мы с ней просто обсудили её персонажа, затем я поставил вокруг неё актёров мирового класса. И тогда я просто сказал ей: "Смотри на Джоша и ничего не делай, а чувствуй. И что бы ни случилось, просто позволь этому случиться".
Семь фактов о звезде:
1. Манодж Неллиятту Шьямалан родился в Индии, в малаяльской семье медиков. Отец был неврологом, мать работала акушером-гинекологом. Родители надеялись, что сын пойдёт по их стопам. 2. Рождение режиссёра. В 1985 году отец подарил Маноджу камеру Super 8. На ней юноша снял свои первые картины, пытаясь подражать своему кумиру Стивену Спилбергу. За два года Шьямалан снял 45 домашних короткометражных лент и уже тогда твёрдо решил связать жизнь с кино. Кстати, те кадры из домашних фильмов Манодж не уничтожил. В большинстве своих полнометражных картин он использовал сцены из ранних работ. 3. В период обучения в школе искусств режиссер начал для легкости называть себя Найт, а затем закрепил это имя в документах. 4. Свой первый полнометражный фильм Манодж снял в 1992 году. Лента "Яростная молитва" о молодом индусе из Филадельфии, который пытался найти свои корни на родине предков, является полуавтобиографической, а центральную роль сыграл сам Шьямалан. 5. В 1999 году триллер "Шестое чувство" с Брюсом Уиллисом стал одним из самых успешных фильмов года, но после ещё нескольких удач в карьере Маноджа началась чёрная полоса, которая закончилась с выходом фильма ужасов "Визит" в 2015 году. 6. Свою будущую супругу – психолога Бхавну Васвани – встретил ещё в университете. В 1993 году они поженились. У них три дочери. 7. В фильме "Ловушка" режиссёр снялся в эпизодической роли – он сыграл дядю певицы Леди Рэйвэн, который также присутствовал на концерте.