Диагностические поезда "Синергия-1" и "Синергия-2"
Яркие, красно-жёлтые поезда можно увидеть на любой из линий. Правда, пассажиров они не перевозят, задача у них совершенно другая – следить за состоянием путей, рельсов и тоннелей. Внутри находится целая лаборатория – с помощью приборов сканируются тоннели, измеряется температура оборудования, определяется, есть ли течь.
Также внутри есть офис, в котором обрабатываются полученные данные, а сообщения о неполадках в режиме онлайн передаются в службы, которые занимаются их устранением.
Мотовозы, автодрезины, автомотрисы
Когда наступает ночь, метро не замирает в ожидании утра, а продолжает активно работать – на пути выходят мотовозы, автодрезины и автомотрисы.
Круг задач у этих поездов весьма широк: они возят рельсы к месту ремонта путей и увозят старые, занимаются транспортировкой тяжёлого оборудования, инструментов и сотрудников метрополитена, обеспечивают работу транспорта в местах строительства новых участков метро и участвуют в промывке тоннелей.
Промывочные и зумпфовые агрегаты
Тоннели метро тоже нуждаются в уборке. Раз в месяц в каждом из них проводят влажную уборку, чтобы и поверхности, и воздух в нём были чистыми – для этого используют промывочную машину.
Состоит она из огромной цистерны, способной вмещать в себя от 8 до 12 тонн воды, а также компрессора. Когда настаёт время уборки, машину цепляют к хозяйственному мотовозу и прогоняют через перегон.
Во время уборки вся пыль, дренажные воды и прочее попадают в зумпф – водоотливную установку, – а затем всё это откачивается в городскую канализацию.
Чтобы установки работали исправно и не забивались илом, необходимы зумпфовые агрегаты – железнодорожные платформы с цистерной, мощным электровакуумным насосом и прочими необходимыми приборами, которые откачивают весь скопившийся ил в цистерны.
Снегоуборочные машины
Убирать снег зимой приходится не только с улиц, но и с рельсов – открытые участки линий метро всегда страдают от сильных снегопадов. Чтобы обеспечить бесперебойную работу метро в такие периоды, у метрополитена наготове около двадцати самых разных машин. Одни с помощью мощных вентиляторов сдувают снег с открытых участков путей, другие расчищают снежные завалы щётками, отбрасывая снег на 5-10 метров в сторону.
Специальный машинизированный комплекс
Этот внушительного вида поезд оснащён шуруповёртом и гайковёртом, которые способны в автоматическом режиме закручивать гайки и болты верхнего строения пути без задействования в процессе людей. Благодаря этому комплексу заменять рельсы на путях можно значительно быстрее, что, безусловно, упрощает труд работников службы пути.