Что делать, если первоклассник устал от школы

Эксперты рассказали Metro, что если вашему ребёнку перестала нравиться школа, то за дело пора браться родителям
Что делать, если первоклассник устал от школы
Copyright (c) 2022 Drazen Zigic/Shutterstock. No use without permission.
Учитель должен быть доброжелательным.

Когда ребёнок поступает в школу в 1-й класс, для него начинается новая жизнь. Сентябрь прошёл, уже октябрь на исходе, и вот здесь как раз возникает усталость у ребёнка: он начинает чувствовать и понимать, что вступил в какую-то рутину и игра уходят на задний план, а на первое место выдвигается учебная деятельность. Нужно слушать учителя, сидеть часами за партой, когда хочется погулять, поиграть. Но надо подчиняться дисциплине. В этот момент мотивация к учёбе у ребёнка может уйти на нет. Metrо спросило у экспертов, как вернуть интерес к школе.

Итак, начинаем с самого очевидного.

1. Поговорите доверительно

– Младшие школьники очень нуждаются в опоре на родителей. В своей практике я часто прибегаю к простой технике – вместе помолчать. Для этого достаточно успокоиться, отодвинуть все свои дела, телефоны, мысли о планах, о будущем и просто посидеть с ребёнком, помолчать, послушать его, ничего от него не требуя.Только родители смогут понять, а что же ребёнку на самом деле нужно. Не давите, а слушайте внимательно своих детей. Так вы поймёте проблему, а затем совместно её решите, – говорит психолог Карина Еремян.

2. Сходите к учителю

Если ребёнок не хочет посещать школу, важно найти главную причину нежелания учиться. 

– Одной из частых причин могут быть плохие отношения с учителем, – говорит детский и семейный психолог Олеся Фатеева. – Если учитель слишком строгий, а бывает даже грубый, высмеивает и критикует ребёнка, то желания посещать школу не будет. Более того, у ребёнка из за постоянного стресса может начаться невроз. То же самое случается, если плохие отношения с одноклассниками, нет друзей в школе и ребёнок чувствует себя одиноко или дискомфортно. 

Так что лучше сходить в школу и самим разобраться на месте.

– Заодно можно выяснить у педагога, как ребёнок проводит школьный день, есть ли у него друзья, играет ли он с кем-то на переменах. Так вы сможете представить себе ситуацию в целом и сделать соответствующие выводы, – добавляет Олеся Фатеева.

Детям порой бывает трудно понять, зачем им учиться. В этом деле родителям важно вместе с ребёнком найти ответ на этот вопрос. Также важно хвалить. Но, чтобы это не было дрессировкой, важно похвалу направлять не на личность, а на действия, которые выполняет ребёнок. Не "ты умный", а "ты сегодня усердно занимался"
Антон Соколов, директор школы английского языка Chicaga

3. Удовлетворяйте познавательные потребности

– Ещё один хороший вариант – начать поощрять интересы ребёнка к определённым видам учебной деятельности, удовлетворять его познавательные потребности, – говорит Светлана Гуськова, кандидат педагогических наук, доцент. – Например, если у ваших сына или дочери в расписании есть чтение, то можно начать читать эти книги и рассказы вслух и вместе. Если ребёнок на математике выполнял какие-то упражнения, можно устроить дома соревнования между родителями и ребёнком, кто быстрее выполнит аналогичное задание, и т. п. У младшего школьников появится стимул показать такие же результаты в школе.

4. Не причитайте

Часто родители, когда ребёнок выступает в школу, начинают сетовать на то, что вот теперь детство кончилось, ты уже взрослый, пора браться за учёбу. Эти фразы расстраивают ребёнка. 

– Кроме того, сердобольные бабушки дедушки начинают удивляться объёму информации, сколько же задают в школе! "Бедный ты, бедный", – говорят они. Взрослые из-за жалости делают грубейшую ошибку – подрывают уверенность чада в своих силах, рождают ощущение, что учёба – это что-то крайне сложное и утомительное, – говорит Светлана Гуськова.

3. Делайте акцент на его успехах

Создайте позитивную атмосферу в семье и поддерживайте ребёнка в любых его начинаниях. 

– Признавайте достижения ребёнка и поощряйте его усилия. Радуйтесь и замечайте успехи, даже их малейшее проявление! Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками, – советует Вероника Колтышева, методист ИнтернетУрока.

Даже если школьник получает неважные оценки или их аналог ( в начальных классах учителя часто вместо пятёрок –двоек рисуют на полях тетрадей рожицы или цветки, чтобы показать, как они оценивают результаты), не ругайте.

– И не в коем случае не стоит сравнивать ребёнка с другими школьниками. Лучше обратить внимание ребёнка на его прежние неудачи и оценить, как он продвинулся сейчас. Или же подбодрить прошлыми успехами и верой, что и дальше все будет отлично, – добавляет Светлана Гуськова.

При этом преподаватель английского языка Нелли Бондарева советует ставить перед ребёнком цели, которые ему "по зубам".

– Важно поставить перед ребёнком реалистичные, достижимые целей, чтобы он мог видеть свой прогресс. Разбивайте большие задачи на более маленькие, чтобы ребёнок мог радоваться даже маленьким победам, – говорит она.

Не ломайте ребёнка. Ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.
Вероника Колтышева

4. Интересуйтесь школой сами

– Чтобы показать, как важен для вас сам процесс его учёбы, начните принимать активное участие в школьной жизни, – объясняет Нелли Бондарева. – Это может быть посещение школьных мероприятий, участие в родительском комитете. И ещё: помните о поддержке социальных связей: друзья могут играть значительную роль в желании ребёнка посещать школу. Так что поддерживайте социальные контакты ребёнка, организуйте встречи с одноклассниками в неформальной обстановке.

5. Установите режим дня

Эксперты уверены, что в начальной школе, чтобы избежать срывов, родителя важно взять расписание сына или дочери под контроль.

– Установите режим дня и следите за его соблюдением. Ребёнок должен иметь достаточно времени для отдыха, игр и учёбы. Организуйте день таким образом, чтобы уроки пришлись не на поздний вечер. Ребёнку легче справляться с нагрузкой, если он чётко понимает, когда у него время для отдыха, а когда – для занятий, – советует Вероника Колтышева.