Когда ребёнок поступает в школу в 1-й класс, для него начинается новая жизнь. Сентябрь прошёл, уже октябрь на исходе, и вот здесь как раз возникает усталость у ребёнка: он начинает чувствовать и понимать, что вступил в какую-то рутину и игра уходят на задний план, а на первое место выдвигается учебная деятельность. Нужно слушать учителя, сидеть часами за партой, когда хочется погулять, поиграть. Но надо подчиняться дисциплине. В этот момент мотивация к учёбе у ребёнка может уйти на нет. Metrо спросило у экспертов, как вернуть интерес к школе.
Итак, начинаем с самого очевидного.
1. Поговорите доверительно
– Младшие школьники очень нуждаются в опоре на родителей. В своей практике я часто прибегаю к простой технике – вместе помолчать. Для этого достаточно успокоиться, отодвинуть все свои дела, телефоны, мысли о планах, о будущем и просто посидеть с ребёнком, помолчать, послушать его, ничего от него не требуя.Только родители смогут понять, а что же ребёнку на самом деле нужно. Не давите, а слушайте внимательно своих детей. Так вы поймёте проблему, а затем совместно её решите, – говорит психолог Карина Еремян.
2. Сходите к учителю
Если ребёнок не хочет посещать школу, важно найти главную причину нежелания учиться.
– Одной из частых причин могут быть плохие отношения с учителем, – говорит детский и семейный психолог Олеся Фатеева. – Если учитель слишком строгий, а бывает даже грубый, высмеивает и критикует ребёнка, то желания посещать школу не будет. Более того, у ребёнка из за постоянного стресса может начаться невроз. То же самое случается, если плохие отношения с одноклассниками, нет друзей в школе и ребёнок чувствует себя одиноко или дискомфортно.
Так что лучше сходить в школу и самим разобраться на месте.
– Заодно можно выяснить у педагога, как ребёнок проводит школьный день, есть ли у него друзья, играет ли он с кем-то на переменах. Так вы сможете представить себе ситуацию в целом и сделать соответствующие выводы, – добавляет Олеся Фатеева.
Детям порой бывает трудно понять, зачем им учиться. В этом деле родителям важно вместе с ребёнком найти ответ на этот вопрос. Также важно хвалить. Но, чтобы это не было дрессировкой, важно похвалу направлять не на личность, а на действия, которые выполняет ребёнок. Не "ты умный", а "ты сегодня усердно занимался"
Антон Соколов, директор школы английского языка Chicaga
3. Удовлетворяйте познавательные потребности
– Ещё один хороший вариант – начать поощрять интересы ребёнка к определённым видам учебной деятельности, удовлетворять его познавательные потребности, – говорит Светлана Гуськова, кандидат педагогических наук, доцент. – Например, если у ваших сына или дочери в расписании есть чтение, то можно начать читать эти книги и рассказы вслух и вместе. Если ребёнок на математике выполнял какие-то упражнения, можно устроить дома соревнования между родителями и ребёнком, кто быстрее выполнит аналогичное задание, и т. п. У младшего школьников появится стимул показать такие же результаты в школе.
4. Не причитайте
Часто родители, когда ребёнок выступает в школу, начинают сетовать на то, что вот теперь детство кончилось, ты уже взрослый, пора браться за учёбу. Эти фразы расстраивают ребёнка.
– Кроме того, сердобольные бабушки дедушки начинают удивляться объёму информации, сколько же задают в школе! "Бедный ты, бедный", – говорят они. Взрослые из-за жалости делают грубейшую ошибку – подрывают уверенность чада в своих силах, рождают ощущение, что учёба – это что-то крайне сложное и утомительное, – говорит Светлана Гуськова.
3. Делайте акцент на его успехах
Создайте позитивную атмосферу в семье и поддерживайте ребёнка в любых его начинаниях.
– Признавайте достижения ребёнка и поощряйте его усилия. Радуйтесь и замечайте успехи, даже их малейшее проявление! Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками, – советует Вероника Колтышева, методист ИнтернетУрока.
Даже если школьник получает неважные оценки или их аналог ( в начальных классах учителя часто вместо пятёрок –двоек рисуют на полях тетрадей рожицы или цветки, чтобы показать, как они оценивают результаты), не ругайте.
– И не в коем случае не стоит сравнивать ребёнка с другими школьниками. Лучше обратить внимание ребёнка на его прежние неудачи и оценить, как он продвинулся сейчас. Или же подбодрить прошлыми успехами и верой, что и дальше все будет отлично, – добавляет Светлана Гуськова.
При этом преподаватель английского языка Нелли Бондарева советует ставить перед ребёнком цели, которые ему "по зубам".
– Важно поставить перед ребёнком реалистичные, достижимые целей, чтобы он мог видеть свой прогресс. Разбивайте большие задачи на более маленькие, чтобы ребёнок мог радоваться даже маленьким победам, – говорит она.
Не ломайте ребёнка. Ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.
Вероника Колтышева
4. Интересуйтесь школой сами
– Чтобы показать, как важен для вас сам процесс его учёбы, начните принимать активное участие в школьной жизни, – объясняет Нелли Бондарева. – Это может быть посещение школьных мероприятий, участие в родительском комитете. И ещё: помните о поддержке социальных связей: друзья могут играть значительную роль в желании ребёнка посещать школу. Так что поддерживайте социальные контакты ребёнка, организуйте встречи с одноклассниками в неформальной обстановке.
5. Установите режим дня
Эксперты уверены, что в начальной школе, чтобы избежать срывов, родителя важно взять расписание сына или дочери под контроль.
– Установите режим дня и следите за его соблюдением. Ребёнок должен иметь достаточно времени для отдыха, игр и учёбы. Организуйте день таким образом, чтобы уроки пришлись не на поздний вечер. Ребёнку легче справляться с нагрузкой, если он чётко понимает, когда у него время для отдыха, а когда – для занятий, – советует Вероника Колтышева.