В новой версии учебника истории для пятого класса будет раздел о развитии первобытного общества на территории России. Об этом газете Metro рассказал доктор исторических наук, действительный член РАН, научный руководитель Института всеобщей истории Александр Чубарьян.
В пресс-службе ведомства Сергея Кравцова Metro комментариев не предоставили.
Сейчас раздел российской истории, который касается первобытного общества, школьники учат в 6-м классе. А теперь этот раздел перенесут в 5-й класс.
Чубарьян отметил, что это сделано для того, “чтобы первобытное общество изучалось нормально и спокойно, целиком, потому что последние открытия, которые сделаны на территории России, очень многое продвинули для общего понимания первобытного общества в целом”.
По словам соавтора учебника, в издании будут изложены и открытия, сделанные относительно недавно – как в Денисовой пещере Алтайского края, так и под Новосибирском. Они касаются не только кроманьонцев (предков современных людей), но и других подвидов разумного человека – неандертальцев и денисовцев. Учебник даст ученикам пятого класса более точное представление об антропогенезе – эволюции человека, подчеркнул академик.
– Причём раньше мы ограничивались территорией Африки, а теперь мы всё дополняем данными, полученными на территории нашей страны. Также раздел будет дополнен историей античного Причерноморья, – обратил внимание собеседник.
Сейчас школьники начинают изучать историю России в шестом классе, рассказал репетитор по истории и обществознанию Антон Чубуков. В первых параграфах детям рассказывают о кочевавших на территории страны охотниках-собирателях и об античных городах Причерноморья. Но и первобытные люди, и античная цивилизация изучаются в пятом классе. Теперь это дублирование убирается, чтобы темы могли быть усвоены более глубоко.
– Люди на территории России действительно обитали очень давно, а произведения искусства и предметы быта, найденные в таких местах, как Костёнки или Сунгирь, показывают, что наши дальние предшественники были умелыми и одарёнными, – заметил Антон Чубуков. – Нынешнее нововведение призвано вновь сблизить "историю Отечества" и "всемирную историю" – два блока, на которые уже давно разделён школьный предмет. Прошлое людей на территории России – часть единой истории человечества.
По словам преподавателя, у некоторых людей такое деление способствует формированию несколько искажённых картин мира: в одной из них "Россия – это нечто совершенно уникальное, к чему нельзя приложить никакие общие мерки и закономерности общественного развития".
– В другой наша страна – вечная периферия, изгой, территория, на которой не происходит ничего, достойного славной истории, к примеру, Древнего Рима, Англии или Франции. Оба этих подхода далеки от действительности, – обращает внимание преподаватель.
Он говорит, что нужен сбалансированный подход в преподавании истории в школе.
– Россия – это часть человечества, у неё есть как свои уникальные черты, так и сходства с историей других стран, – считает Антон Чубуков. – Мы унаследовали достижения степных культур, культуры древних славян, народов античности и Древнего Востока, но есть и свои особенности. Важно не вырывать нашу историю из мирового контекста.
Читайте также: В российских школах вновь могут ввести оценки за поведение