Инцидент в небе
Как пишет Daily Mail, рейс SQ321 совершал перелёт без эксцессов до момента, пока самолёт не попал в зону интенсивной турбулентности. Это произошло, когда бортпроводники разносили людям завтраки.
ЧП случилось над Мьянмой, где сейчас бушуют тропические грозы. Находясь на высоте 11 200 метров над землёй, боинг сильно снизился и застыл на отметке 9500 метров. Фактически за 5 минут он преодолел расстояние почти в 2 км – перед тем, как подлететь к Таиланду.
Борт экстренно направили в международный аэропорт Суварнабхуми в Бангкоке, где самолёт совершил аварийную посадку.
Местные СМИ сообщили, что один пассажир погиб и около 70 других получили травмы разной степени тяжести. Позже авиакомпания подтвердила у себя в соцсетях, что был один смертельный случай, и выразила соболезнования в связи с трагедией. Президент Сингапура Тарман Шанмугаратнам заявил, что он "глубоко опечален из-за гибели человека". Министр транспорта страны Чи Хонг Тат заявил, что правительство окажет всю необходимую помощь пассажирам и их семьям.
Уже ближе к вечеру вторника появилась информация о погибшем. По данным Daily Mail, это 73-летний режиссёр Британского музыкального театра Джеффри Китчен, у которого, предположительно, случился сердечный приступ. В больницу попала и его супруга Линда, о её состоянии ничего неизвестно. Супруги собирались вместе провести отпуск, был запланирован тур в разные страны.
Знакомые погибшего режиссёра рассказали, что в последние годы у него были проблемы с сердцем – ему установили стенты для расширения артерий. "Вы бы этого не заметили, последнее время он вёл себя как обычно, был в отличной физической форме и активен, – уверяет его близкий друг Стив Даймонд. – Он был очень увлечён театром, помогал мне создавать декорации для нашей новой постановки. Джеффри и его жена любили живую музыку, любую, фолк-джаз, всё что угодно. Он знал супругу с подросткового возраста, они были прекрасной парой".
В интервью Reuters Дзафран Азмир, 28-летний очевидец, рассказал, что авиалайнер вдруг стал крениться, его затрясло. "И затем было это резкое падение. Все, кто не пристегнулся ремнями безопасности, ударились головами о потолок – о багажники, в которых оставались вмятины, о места, где хранятся фонарики и маски, пробивая их насквозь", – сообщил Азмир.
А британец Эндрю Дэвис описал подробности инцидента у себя в соцсетях. "Многие были ранены, включая стюардесс. Люди проявляли стойкость, делали всё что могли. Экстренные службы в Бангкоке отреагировали моментально".
Вспоминая инцидент, Эндрю отметил, что увидел сигнал "пристегните ремни" и быстро пристегнулся – тут же самолёт начал терять высоту. "Люди с медицинским образованием стали оказывать первую помощь пострадавшим, – рассказал он. – Одному мужчине понадобилось искусственное дыхание. Другой лежал плашмя позади меня, прямо в проходе. Вещи были повсюду разбросаны, кофе и вода испачкали потолок. Видел много раненых – у кого-то были рваные раны на голове, у кого-то шла кровь из ушей. Женщина орала, так сильно ушибла спину. Я ничем не мог ей помочь".
Согласно исследованию, проведённому Национальным советом по безопасности на транспорте Великобритании в 2021 году, ЧП в воздухе, связанные с турбулентностью, являются наиболее распространённым типом инцидентов. Американские исследователи установили, что с 2009 по 2018 год на турбулентность пришлось более трети зарегистрированных инцидентов в воздухе и большинство из них приводили к одной или нескольким серьёзным травмам пассажиров, но не к повреждению воздушного судна.
"Мурашки по коже от турбулентности"
Как рассказал Metro заслуженный лётчик России Юрий Сытник, турбулентность на самолётах – явление частое.
– Все воздушные суда попадают в зону турбулентности, – сказал он. – Всё зависит от её интенсивности. Бывает слабая, умеренная и сильная. Опасно, когда самолёт оказывается в зоне сильной турбулентности. Оказавшись в восходящих-нисходящих потоках, самолёт может даже развалиться в воздухе, настолько эти потоки сконцентрированы, настолько мощные бывают броски. Конструкция самолёта может не выдержать напряжения, попадая в такое облако.
Сытник отметил, что определить зону турбулентности непосредственно во время полёта сложно. Поэтому важно готовиться к полёту в связке с метеорологом.
– Синоптики показывают экипажу на карте, какие могут быть метеорологические условия во время полёта, где могут появиться неустойчивые воздушные массы, где вероятно пересечение фронтов... Обычно командир обводит такие места красной ручкой. Уже во время полёта он следит за показателями метеолокатора и в случае чего пытается обойти зону турбулентности. Но не всегда её видно, тогда самолёт внезапно в ней оказывается.
По словам Сытника, в таких случаях идёт объявление по салону. Надо сразу занимать места, пристёгиваться. Примерно раз в 3–5 лет бывает, что из-за турбулентности человек погибает на борту самолёта, ударяясь о потолок и ломая себе позвонки.
– В зонах интенсивной турбулентности самолёт удержать невозможно, – продолжает Сытник. – Лично у меня смертельных случаев не было. Хотя я регулярно попадал в зону интенсивной турбулентности. Бывало, самолёт трясло, посуда билась. Бывали и случаи похуже, конечно, – в кабину Ту-154 как-то влетела шаровая молния и взорвалась... Помню, из-за турбулентности был бросок с 7200 до 4000 м, на Як-40. Командир самолёта потом полетал ещё полгода и "списался", не смог перебороть своё негативное отношение к турбулентности. Я лично много летал в горах Киргизии, там бывают мощные грозовые потоки и турбулентность. Поэтому, когда мне рассказывают о таких случаях, у меня всегда мурашки по телу!