Выбираешь на сайте маршрут и подходящий вариант – аудио или текст. Загружается интерактивная карта, на которой отмечены точки маршрута от станций метро до четырёх музеев. Все маршруты адаптированы для слабослышащих и незрячих людей. Они призваны сделать город доступным для них.
Репортёр Metro прошлась по некоторым из маршрутов.
Разработкой и созданием адаптированной карты занимались команды инклюзивных направлений "Музейной четврки", которые совместно с исследователями и экспертами с инвалидностью оценивали доступность каждого из маршрутов. На карте обозначены физические, сенсорные барьеры и доступная инфраструктура. Все варианты прогулок сопровождаются переводом на русский жестовый язык, тифлокомментариями и текстами на ясном языке.
Сокровище, которое ещё не было нами открыто
Спектакль "Тыквы-гиганты", автор идеи и режиссёр Семён Александровский
Режиссёр Семён Александровский выбрал жанр альтернативной истории, который очень подходит для погружения в действие и преодоления пространства и времени. Рассказ очевидцев получился настолько достоверным, что невольно начинаешь верить в происходящее.
Герои аудиоспектакля вспоминают, что с ними происходило летом 1994 года, когда по всей Москве "выросли гигантские тыквы".
На карте 8 локаций, соответственно, в спектакле 8 героев. У каждого своя "тыквенная" история. Для героев важен не сам факт появления природной аномалии, а то, что тыква стала свидетелем чего-то важного в их собственной жизни.
Кстати, вырастить гигантские тыквы на самом деле вполне возможно.
– Я однажды читал интервью с человеком, который выращивает у себя на даче тыквы-гиганты, и меня поразило, как он о них говорил и насколько глубокие отношения возникают между человеком и тыквой, – сказал Александровский
Абсурдности добавляет место действия – Москва, 90-е. На месте музея "Гараж" было кафе "Времена года", в парке Горького работал аттракцион "Сатурн", бассейн у Кропоткинской уже стоял полуразрушенным, вход на территорию ГЭС-2 был строго запрещён, в основном здании Третьяковской галереи велась масштабная реконструкция. И как будто бы разруха вокруг, но ощущалось предчувствие перемен – если не в обществе, то в городе, если не в городе, то там, где выросла тыква!
Тыква-гигант, которая проросла сквозь трещину в асфальте посреди города, – это что-то столь же невероятное, как искусство, которое заставляет нас замереть, оторваться от реальности, переключиться.
Семён Александровский
Через эти вымышленные, но жизненные истории отчётливо проступает ушедшая эпоха.
Например, научный сотрудник Третьяковки делает замечание уборщице, что она тыкву поливает, да и где это видано, чтобы музей – и какая-то тыква, но девушка его застыдила: "Вы всё неудобное, непривычное сразу хотите с корнем вырвать". Он пересмотрел своё отношение к жизни. Или бывшая официантка кафе "Времена года", где в 90-е собирались “братки”, призналась, что чувствовала от тыквы защиту, и знала, что пока растёт она, никто её не обидит. Сторож Пушкинского музея – неудавшийся художник из Нижнего Новгорода – чуть было не вернулся домой, но остался в столице, чтобы ухаживать за тыквой: "Я просто сидел и смотрел, как солнце светит и тыква моя растёт".
"Геометрическая прогулка" от Анастасии Рябовой
Ещё один маршрут, который делает городское пространство частью искусства, придумала художница Анастасия Рябова. Эта прогулка – игра в ассоциации. Все 8 точек на карте расположены таким образом, чтобы получилась форма куба. У каждой точки странное название и поэтический комментарий. Примеры: "Никогда не забывайте, что однажды вы будете греть Вселенную вместо Солнца". "На вешалке сидит попугай – будто самая дикая птица". "Если сегодня четверг, то он чужой". Подобные фразы возвращают нас в детство и напоминают, что каждый из нас – особенный.
Инклюзивные маршруты облегчают самостоятельную навигацию. Очень понравилось описание, разбитое на маленькие кусочки, и указание необходимых для незрячего тактильных ориентиров (здание, бордюр, край моста).
Оксана Осадчая, незрячая, независимый эксперт по доступности для незрячих
Здания и судьбы
Два других маршрута – образовательные. Они понравятся тем, кто от музейной прогулки ждёт экскурса в историю зданий и его владельцев.
Архитектурный маршрут "Знаковые сооружения "Музейной четвёрки" написала историк архитектуры Анна Броновицкая. На этом маршруте 18 локаций.
Про "Меценатов и коллекционеров Москвы" рассказала научный сотрудник Третьяковской галереи и Российской академии художеств Татьяна Юденкова.
Нередко именно страсть к искусству делала состоятельных людей героями своего времени. Яхты и особняки могут конфисковать, деньги на счету – заморозить, а музей подождёт, переживёт и оправдает своего владельца в глазах общества.
В "Музейную четвёрку" входят Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей современного искусства "Гараж" и Дом культуры "ГЭС-2".
Три факта о карте доступности
Влад Колесников, куратор программ доступности и инклюзии Дома культуры "ГЭС-2"
1. Карта доступности “Музейной четвёрки” позволит посетителям с инвалидностью самостоятельно и безопасно перемещаться от одной институции к другой.
2. Для человека, передвигающегося на инвалидной коляске, на карте обозначены неработающие лифты и бордюры, что даёт возможность их обойти. Для слепых и слабовидящих предлагается безопасный, хотя и не самый короткий маршрут, чтобы человек смог самостоятельно его пройти. Тифломаршрут для этих посетителей содержит информацию обо всех перекрёстках, наземных и подземных переходах и препятствиях на пути следования, например столбы и заборы. Маршрут для посетителей с нейроотличиями учитывает сенсорные раздражители на пути следования и предлагает подготовиться к ним заранее или вовсе обойти.
3. Люди с инвалидностью, которые непосредственно участвовали в разработке маршрутов, сами тестировали конечный результат. И, как это часто бывает, всё, созданное для человека с инвалидностью, становится полезным и интересным абсолютно каждому.
P. S. Первым офлайн-проектом "Музейной четвёрки" станет летний лагерь для глухих и слабослышащих детей 9–12 лет "пик-пик!". В течение двух недель участники лагеря будут изучать городскую среду и музеи, проследят связь прошлого и настоящего в культурном и природном ландшафте современной Москвы.